© Heiner Hesse, Arcegno
Поэтический вымысел и размышления Германа
Гессе на тему "Художник и живопись" в:
"Росхальде", роман 1914 г.
(описывает супружескую жизнь художника);
"Радость художника", стихотворение 1918 г.;
"Художник", рассказ 1918 г.;
"Магия красок", стихотворение 1918 г.;
"Последнее лето Клингзора", повесть 1920 г.
"Стихотворения художника", 1920 г.;
"Акварель", размышление, 1926 г.;
"Радости и печали художника", размышление, 1928
г.;
"Старый художник в мастерской", 1953 г. (стихотворение,
посвященное художнику Гансу Пурману);
Луи Суттер, 1961 г.;
Гессе - художник, 1973 г.;
Магия красок, 1980 г.;
Краски - это жизнь, 1997 г.
© Heiner Hesse, Arcegno
Этюдник Гессе
Фото: Иза Гессе
|
"От тоски, становившейся порой
невыносимой, я нашел для себя выход, начав рисовать, чего
никогда в жизни не делал, и даже попробовал писать картины.
Имеет ли это какую объективную ценность, мне все равно,
для меня это новое погружение в утешение искусством, которого
не смогло мне практически дать сочинительство. Это как увлечение
без страсти желаний, как любовь без претензий." (Из
письма к Феликсу Брауну, 1917)
"Мои маленькие акварели - это своего
рода поэтический вымысел или сны, они передают только отдаленное
воспоминание о "действительности" и изменяют ее
соответственно личным чувствам и настроениям (…), так что
я (…) всего лишь дилетант и никогда не забываю об этом."
(Из письма к Хелене Вельти, 1919)
"Творить пером и кистью - это для
меня как хорошее вино, опьянение им настолько согревает
и украшает жизнь, что делает ее сносной." (Из письма
к Францу Гинцкому, 1920)
"Основная тема - простые пейзажные
мотивы, дальше этого я скорее всего не продвинусь. Насколько
прекрасно все остальное - воздух, животные, движения и самое
прекрасное из всего - люди, я, конечно, понимаю, частенько
это захватывает меня и даже ошеломляет, но писать это я
не могу." (Из письма к Куно Амьету, 1922)
"За годы, как я начал заниматься живописью,
во мне постепенно возникло ощущение некой дистанции в отношении
литературы (…), что было для меня раньше как бы закрыто.
А имеет ли по сравнению с ней хоть какую-то ценность написанная
мною картина, этому я не придаю почти никакого значения.
В живописи темп, ровно наоборот в сравнении с индустрией,
не играет особой роли, речь не идет о потерянном времени,
если в конце достигнут результат, оптимальный по выразительности
и совершенству формы. Без живописи я бы многого не достиг
и как поэт." (Из письма к художнику и негоцианту Георгу
Рейнхарту, 1924)
"Равное (как при писании) напряжение
и концентрация мне, по собственному опыту, известны только
еще при занятии живописью. Сходство тут полное. Тщательно
и точно согласовывать каждый цвет с соседним легко и просто,
этому можно научиться и затем сколько душе угодно практиковать.
Но, помимо того, постоянно видеть перед собой и принимать
в расчет все части картины, даже вовсе еще не написанные
и невидимые, ощущать все хитросплетение перекрещивающихся
тонов и полутонов - вот что невероятно трудно и редко удается."(
Из романа "Курортник", 1925)
"У меня в руках мой складной стульчик,
это мой чудодейственный реквизит, вроде мантии чародея,
и с его помощью я уже тысячу раз занимался этой самой магией
и выигрывал бой с тупой действительностью. А за спиной у
меня рюкзак, в нем маленькая доска и палитра с акварельными
красками, бутылочка с водой и несколько листов прекрасной
итальянской бумаги…" (Из размышления "Без краплака",
газета "Берлинер тагеблатт", 1928)
"Любой из нас, художников, даже если
он во многом сомневается в себе и рассматривает свой талант
и умение исключительно как самую малость, имеет перед собой
цель и задачу и делает, если остается верен себе, на своем
месте что-то такое, что может сделать только он. Когда ты
рисуешь вместе со мной в Тессине, и мы оба пишем один и
тот же мотив, каждый из нас отображает не столько кусочек
ландшафта, сколько в гораздо большей степени свою любовь
к природе, и каждый из нас передает этот мотив несколько
иначе, несколько по-своему… И как много художников, которых
считали второсортными, а может, даже варварами в искусстве,
предстали позднее благородными новаторами, чьи творения
частенько приносили их потомкам душевное умиротворение и
были искренне любимы ими, порою больше, чем самые великие
картины мастеров-классиков". (Из письма к Бруно Гессе,
1928)
"В моих книгах зачастую не обнаруживается
общепринятого респекта перед действительностью, а когда
я занимаюсь живописью, у деревьев есть лица, домики смеются,
или пляшут, или плачут, но вот какое дерево - груша, а какое
- каштан, не часто удается распознать. Этот упрек я принимаю.
Должен сознаться, что и собственная моя жизнь весьма часто
предстает предо мною точь-в-точь как сказка, по временам
я вижу и ощущаю внешний мир в таком согласии, в таком созвучии
с моей душой, которое могу назвать только магическим."
(Из эссе "Краткое жизнеописание", 1925)
"Обычно я не самый страстный собственник,
легко расстаюсь с вещами, отдаю их с легкостью. Но сейчас
мною обуяло ревностное усердие надежно сохранить то, что
по праву - мое, я и сам порой смеюсь над этим. В саду на
террасе, возле башенки с флюгером, я часами неподвижно сижу
изо дня в день, внезапно став невероятно прилежным, и пытаюсь
задержать, чтобы сохранить с помощью карандаша и пера, кисти
и красок то одно, то другое из цветущего и исчезающего на
глазах великолепия. Я мучительно рисую утренние тени на
ступеньках в саду и извивы толстых плетей глициний, пытаюсь
запечатлеть далекие и прозрачные, словно стеклянные, краски
вечерних гор, неуловимые, как дыхание, и в то же время сверкающие,
как драгоценные камни. У сталым возвращаюсь я потом домой,
очень усталым, а когда вечером кладу свои листы в папку,
меня печалит то, как мало я смог запечатлеть и сохранить
от всего увиденного." (Из размышления "Между летом
и осенью", 1930)
"В ответ на Ваше приветственное письмо
посылаю Вам маленькую зарисовку, которую сделал в эти дни
- рисование и живопись стали теперь для меня формой отдыха.
Эта картинка должна Вам засвидетельствовать, что девственность
природы и игра красок могут даже посреди трудной и проблематичной
жизни в любой час вновь сотворить внутри нас веру и свободу."
( Из письма к студентке в Дуйсбурге, 1930)
Из книги Германа Гессе "Магия красок - акварели из
Тессина". Составитель: Фолькер Михельс.
Картины, рисунки Гессе:
|