В истории мировой литературы традиционно выделяются две основные линии – первая,
основанная на гуманистических традициях и содействующая духовному росту человека,
и вторая – отрицающая воспитательную роль искусства и пропагандирующая воинственный
индивидуализм. Выбор одного из этих направлений напрямую связан со свободой
творчества, свободой выражения писателем своих мыслей и настроений. Насколько
далеко в своей свободе самовыражения может доходить художник слова, в первую
очередь будет зависеть от степени развитости его чувства ответственности перед
собой, перед своим читателем.
Нам знакомо немало примеров литературного творчества, отмеченного высоким чувством
ответственности за воспитание высоко моральной и всесторонне развитой личности.
Это и образцы античной и мировой классической литературы, произведения Пушкина
и Лермонтова, Толстого и Шевченко. Все эти произведения объединяет одно – их
общечеловеческая значимость, их непреходящая ценность.
В чем же, прежде всего, может проявляться ответственность художника? На наш
взгляд, - в выборе отображаемого материала, подчеркивании и оценке особенностей
характера героев, оптимистической или пессимистической направленности и, конечно
же, в выборе языковых средств.
Выбор темы и идеи произведения может носить как общий, так и личностный характер.
Одну и ту же тему, одну и ту же идею можно подать по-разному – в зависимости
от мировоззренческих установок автора, от его творческой одаренности. Авторы,
отдаленные друг от друга и временем, и расстоянием, пишут об одном и том же,
но раскрывают разные грани волнующей их проблемы, с разной мерой ответственности
подходят к решаемому вопросу. В зависимости от этого, на первый план выходят
те или иные герои, подчеркивается то или иное качество характера.
В рамках доклада нет возможности подробно останавливаться на характеристике
каждого из этих факторов и, тем более, делать выводы - о чем и как должны писать
писатели , чтобы их чувство ответственности было проявлено в полной мере. Мы
хотели бы дать оценку творчества одного определенного писателя, для которого
проблема ответственности переросла из экзистенциалистской в общечеловеческую.
Речь идет о Германе Гессе, авторе «Степного волка» и «Игры в бисер», писателе,
который считал каждого человека ответственным за то, что происходит в мире.
Сам он являлся непримиримым борцом за мир, за сохранение культурных ценностей
и человеческого в человеке.
Герману Гессе не были чужды и христианские ценности – библия являлась для него
одной из самых мудрых книг, помогающей отыскать смысл жизни. Поиск смысла жизни
является одним из ведущих мотивов в творчестве писателя. Свой путь в жизни ищут
герои его произведений – бродяга Кнульп, творец и любитель прекрасного Гольдмунд,
мыслитель Сиддхартха и многие другие.
Любое произведение Гессе проникнуто напряженным ожиданием открытия – открытия
мира или открытия самого себя. Отсюда мотив странничества, мотив одиночества
и отверженности. Романтик Гессе не идеализирует средневековье, он создает свои
собственные миры, в которых он сам и его герои находят убежище и призрачный
покой. Это может быть монастырь или заброшенная хижина отшельника, замкнутая
педагогическая провинция в «Игре в бисер» или магический театр в «Степном волке».
Гессе уводит нас в выдуманные миры, но его герои поражают своей жизненной силой,
своей жаждой деятельности на пути познания истины. Они жизнелюбивы, но готовы
пожертвовать собой во имя идеи – умирающий Кнульп заканчивает свой путь одиноким
странником, магистр Кнехт своей смертью оставляет глубокий след в сердце своего
ученика, Гольдмунд – в сердце своего друга Нарцисса. В их смертях нет ничего
бессмысленного, случайного. Все предопределено и конец их закономерен.
Гессе много пишет о смерти – и в стихах и в прозе дают себя знать его суицидальные
наклонности. Смерть предстает перед нами то в образе друга, то в образе вечной
матери, с которой все начинается и которой все кончается. Смерть приносит избавление
от страданий, но, в то же время, разлучает нас с близкими и друзьями. Смерть
закономерна, но преждевременный и добровольный уход из жизни кажется Гессе трусливым
и безответственным поступком. Поэтому он выступает против войны, несущей смерть
миллионам людей и разрушающей культуру. Романтик в душе и хранитель культуры
по призванию, Гессе не мог смириться с тем, что несет любая война человечеству.
Он пишет письма, эссе, стихи и, наконец, роман «Демиан», произведение, всем
своим естеством направленное против войны и призывающее к миру.
Чувствуя себя ответственным за сохранность культурных и общечеловеческих ценностей,
за воспитание гармоничной и высокоразвитой личности, Гессе тем в большей степени
испытывал озабоченность и даже некоторую растерянность, когда некоторые из его
произведений толковались превратно и вызывали непредсказуемые реакции. Именно
это и произошло с романом «Степной волк», являющимся свидетельством глубокого
проникновения писателем в сложный духовный мир человека, пристального внимания
к личности, к душевным переживаниям. Как никогда остро в этом романе Гессе выражает
свое субъективное, эмоционально-личностное отношение к окружающему миру. Сам
же роман можно считать примером преломления в творчестве писателя ряда литературных
направлений, как глубоко реалистических, в какой-то мере близких натурализму
по степени отображения животного начала в человеке, так и романтических – навеянных
стремлением к высоким идеалам, к бессмертию души. Бунтующая молодежь 60-х годов
увидела в этом произведении призыв к свободе, в том числе и сексуальной и это
глубоко обеспокоило писателя, не ожидавшего подобной трактовки своего произведения.
В предисловии к последующим изданиям «Степного волка» Гессе пытался объяснить
феномен такого восприятия романа. Он писал, что эта книга, «написанная о пятидесятилетнем
человеке и о проблемах именно этого возраста», часто попадает в руки совершенно
юных людей, на которых она, хотя и производит определенное впечатление, но понимается
ими едва лишь наполовину» [6, с.6].
По словам Гессе, такие читатели находят в его книге много общего с собой, со
своими проблемами и нуждами. Они, следя за перипетиями основного героя – Гарри
Галлера, к сожалению, не видят «второго, высшего и непреходящего мира, не видят
того, что основная цель книги заключается в том, чтобы поведать об искусстве
и высоте человеческого духа, о его бессмертии». Поэтому, как считает Гессе,
«хотя в книге и говорится о страданиях и нуждах, она ни в коем случае не является
книгой Отчаявшегося. Это книга Верующего» [6, с.6].
Гессе хотел, чтобы его читатели поняли, что история степного волка хотя и повествует
о болезни и кризисе, все же не ведет к смерти и падению, а, наоборот, к исцелению.
На этом примере мы видим, что и после издания романа Гессе волнует правильность
его восприятия читателями, хотя он и не стремится им объяснить, как надо читать
его произведения.
Поднимая в своих произведениях проблему ответственности за сохранение мира и
культуры, Гессе не мог не остановиться на проблеме ответственности художника