Елена Мюнстер. Культура и образование в понимании Германа Гессе
Культуру в самом широком смысле слова можно рассматривать как
совокупность общезначимых духовных и материальных ценностей. О
состоянии культуры в обществе судят по тому, какие из этих
ценностей превалируют, что выходит на первый план - духовное или
материальное. Стремление к удовлетворению лишь физических
потребностей, тяга к удобствам и комфорту обусловливают
преобладание материального фактора, и культура становится лишь
средством достижения этих благ.
Духовные ценности, в отличие от материальных, нуждаются в
постоянном культивировании, постоянном внимании и заботе со
стороны государства и образованной части
общества.
Культура, как духовный символ, базируется на образовании и
воспитании. Но без единой, нравственной, идеи, она будет всего
лишь сводом правил и знаний, лишится своей целостности, смысла
своего существования.
Во времена раннего христианства была сформирована религиозно-
нравственная идея, имеющая в своей основе десять основных
заповедей - "Не убий!", "Не укради!" и т.д. Учение Маркса и
Энгельса помогло сформулировать моральный кодекс строителя
коммунизма, истоки которого опять же можно найти в нравственных
ориентирах христианства.
На сегодняшний день в Украине еще сохраняется атмосфера
неопределенности основной нравственной идеи. С одной стороны,
увеличивается рост верующих и следующих заповедям Христа, с другой
стороны, остается большим число приверженцев коммунистических
идеалов. Но особое опасение вызывает деградация морали и
нравственности среди подрастающего поколения, воспитывающегося в
духе накопления капитала любой ценой. Этому способствуют льющиеся
с экрана телевизоров потоки насилия и глумления над человеческим
телом, извращающие самые прекрасные и возвышенные
чувства.
На фоне такого разделения все большее значение приобретает
необходимость формирования нравственного облика человека ХХ1 века.
И немаловажную роль в этом деле должно сыграть образование - те
его институты, которые отвечают за подрастающее поколение - школа,
средние и высшие учебные заведения. Целью этих институтов должны
быть не только культивация и передача знаний от поколения к
поколению, но и выполнение определенной воспитательной задачи,
выработка определенных нравственных, моральных
принципов.
Одни лишь благоприобретенные знания по каким-либо научным
dhqvhokhm`l или усвоенные правила поведения в обществе могут
сделать человека образованным и воспитанным, но не обязательно
нравственным. Во все века этому, помимо христианского учения,
способствовало искусство. Тонкое восприятие прекрасного помогало
человеку ощутить ту грань, которая отделяла нравственный поступок
от безнравственного. Помогало ощутить притягательность доброты и
ужас зла.
Большую роль в воспитании человека играла литература. Прежде
всего, в этом отношении можно отметить немецкую литературу,
начиная с движения "Бури и натиска" и кончая романами воспитания.
Великие немецкие писатели - Гете, Томас Манн и другие, выносили на
страницы своих произведений проблемы сохранения культуры,
воспитания нового человека, свободного от филистерства и ханжеской
морали. Эти же вопросы волновали и Германа Гессе, автора
"Степного волка" и "Игры в
бисер".
Герман Гессе считал, что не может быть образования без книг,
сокровищниц знаний и поучений. В своем эссе "Библиотека всемирной
литературы" Гессе дает характеристику истинного образования,
считая, что оно "не подчинено утилитарной цели" и что его высший
смысл - "стремление к совершенству" [1, с.148]. Гессе считал, что
"стремление к образованию, то есть совершенствованию ума и души,
это не утомительный путь к тем или иным ограниченным целям, это
расширение нашего кругозора, обогащение нашей способности жить и
радоваться жизни". По его словам, образование "помогает нам
осмыслить нашу жизнь, разгадать прошлое и смело смотреть в
будущее" [1, с.148].
Одним из важнейших путей, ведущим к такому образованию, Гессе
считал изучение всемирной литературы. Он понимал, что за тот
короткий срок, который отпущен каждому, невозможно ознакомиться не
то что с литературой всего человечества, но даже и с литературой
одного какого-либо народа. В своем эссе он постарался дать
примерный перечень произведений, которые должны входить в
библиотеку мало-мальски образованного человека. При этом Гессе
полагал, что "важно не то, что мы прочитаем, и сколько будем
знать". Важно "по собственному вкусу отобрать для себя великие
творения, всей душой наслаждаться ими в часы досуга, чтобы
почувствовать широту и полноту человеческих раздумий и порывов,
чтобы духовно соприкоснуться с жизнью и биением сердца
человечества" [1, с.149]. В этом, по мнению писателя, и состоит
смысл всего нашего сосуществования, нашей духовной жизни, потому
что чтение должно не уводить нас от несовершенства жизни, а
помогать бороться за высокие и благородные идеалы [1,
с.149].
Гессе считал, что книга заслуживает в каждом доме самого почетного
места, потому что "дом без книг беден, даже если его стены покрыты
дорогими обоями и картинами, а пол устлан красивыми коврами" [2,
с.30]. По его мнению, только тот, кто "сам знает книги, имеет их и
любит, в состоянии оказать умную и действенную помощь своим
подрастающим детям". Только такой человек "сможет руководить их
чтением, предостеречь как от бульварщины, так и от преждевременной
привередливости по отношению к лучшему и сопережить с юным душами
постепенное открытие и саморазворачивание царства духа и красоты"
[2, с. 30].
Гессе не только подчеркивает важность чтения книг, но и
рекомендует, как это делать. Важно не то, сколько книг ты
прочитал, а как ты их читал. Потому что подлинное образование, по
словам Гессе, означает "осмысление прочитанного и зависит от
характера и способностей личности". Он пишет по этому поводу
следующее: "Где этого нет, где образование, лишенное субстанции,
nqsyeqrbkerq как бы в пустоте, там может возникнуть знание, но
не любовь и не жизнь. Чтение без любви, знание без благоговения,
образование без души принадлежат к числу тягчайших грехов против
разума" [1, с.150].
Писатель считает, что "есть только один закон и один -
единственный способ образоваться и духовно вырасти на книгах -
уважать то, что читаешь, быть терпеливым в суждениях и уметь
слушать" [2, с.35]. Гессе полагал, что нужно уметь слушать книги
так же, как слушаешь своих друзей. И тогда они тоже станут твоими
друзьями, так же помогут и так же утешат. [2,
с.35].
Гессе придерживался той точки зрения, что не стоит опасаться
исчезновения книги в будущем. Он писал, что "чем полнее новые
изобретения удовлетворят со временем потребность людей в общении
между собой и распространении образования, тем скорее возродятся
достоинство и авторитет книги", и, что "хотя детское упоение
новыми успехами будет постоянно овладевать всем обществом,
письменность и книга наделены такими функциями, которые не зависят
от времени". Потому что "формулировка мысли посредством слова и
передача таких формулировок посредством письменности не просто
важные вспомогательные средства, но и вообще единственное
средство, благодаря которому человечество может узнать собственную
историю и непрерывно сознавать себя" [1,
c.179].
Большое значение Гессе придавал чтению стихов: "Только в чистой
лирике возможно достичь того блаженного совершенства, того
преисполненного жизни и чувства идеала формы, которые составляют,
впрочем, лишь таинство музыки" [2,
с.42].
Музыку, как символ гармонии и совершенства, Гессе считал одним из
основных средств воспитания. Вслед за Гете с его "Ученическими
годами Вильгельма Мейстера" Гессе создает в романе "Игра в бисер"
свою педагогическую провинцию и особый Орден, занимающийся
вопросами образования и сохранения культуры. Наряду с культом
разума и рационального начала большую роль в Ордене играет музыка.
Иозеф Кнехт, главный герой романа, магистр Игры в бисер, дает
следующую характеристику классической музыки: "Мы считаем
классическую музыку экстрактом и воплощением нашей культуры,
потому что она - самый ясный, самый характерный, самый
выразительный ее жест. В этой музыке мы владеем наследием
античности и христианства, духом веселого и храброго благочестия,
непревзойденной рыцарской нравственностью. Ведь в конце концов
нравственность - это всякий классический жест культуры, это сжатый
в жест образец человеческого поведения" [3,
с.99]
Гессе считал, что по благосостоянию музыки можно судить о
благосостоянии в обществе культуры и нравственности. Он писал, что
"музыка благоустроенного века спокойна и радостна, а правление
ровно. Музыка неспокойного века взволнованна и яростна, а
правление ошибочно. Музыка гибнущего государства сентиментальна и
печальна, а его правительство в опасности" [3,
с.90].
Если мы обратимся к музыке нашего века, современному эстрадному
направлению, то мы столкнемся с несомненным свидетельством
деградации культуры и нравственности. Тексты, лишенные какого-либо
смысла, наполненные недвусмысленным содержанием, музыка,
заставляющая тело дергаться в немыслимых конвульсиях. И все это
требует огромных затрат энергии, которая восполняется с помощью
горячительных напитков и наркотиков. Музыка перестала быть
волшебством, пленяющим и очищающим душу, перестала быть средством
bnqohr`mh.
Несмотря на благородные цели, которые преследует Орден в романе
"Игра бисер", Гессе отмечает один его большой недостаток -
изолированность педагогической провинции от всего остального мира.
В результате военных действий, приведших страну к упадку, удалось
спасти лишь один очаг культуры и науки, который затем развился в
специальный Орден, ведавший в дальнейшем образованием всей страны.
На тот момент такой шаг был оправдан, но в дальнейшем оторванность
от народа, от всей страны в целом, свели на "нет" все благие
намерения ученых. Они занимались уже не столько просвещением
народа и созданием новых произведений искусства, сколько наукой
для науки. Все больше возрастало непонимание между людьми Ордена и
вне него. Люди науки превратились в своеобразную касту, которой
были чужды интересы остального народа. Именно от последствий
такой оторванности и предостерегает Гессе в своем романе. Наука и
искусство должны служить обществу, а не культивироваться где-то
за его пределами, даже мотивируя это стремлением сохранить
культуру от войны и гибели.
Насилие и агрессия, войны и разрушения способствуют упадку
культуры, уровня образованности общества в самой большой степени.
Это и огромные средства, направленные на все новые виды вооружения
вместо борьбы с голодом и неразвитостью, это усилия науки, идущие
не на благо человечества и прогресса, это разрушение уже
созданного, бессмысленная гибель людей, среди которых могли быть
гении и великие творцы. Герман Гессе чувствовал это как никто
другой и всегда был непримиримым борцом против войны, в одиночку
выступая против тех, кто развязывал первую мировую, в рядах тех,
кто разоблачал бесчеловечность фашизма. Христианская заповедь "Не
убий!" приобрела для него в то время совершенно особое значение. В
эссе "Война и мир" (1918) Гессе писал: "В ту пору, когда впервые
прозвучали эти слова, они явились требованием неслыханным, чуть ли
не равнозначным требованию "Не дыши!". Они казались невозможными,
безумными и губительными. И все же эти слова продержались века, и
сегодня они значат не меньше, чем всегда, они породили законы,
воззрения, этические учения, они оказались плодоносными и, как
лишь немногие другие слова, потрясли и перетряхнули жизнь
человека"[1, с.94].
Спустя много лет другой великий человек присоединится к точке
зрения Гессе: "Я разделяю его убеждение в том, что наша
человеческая интеллигентность больше годится для мира и
примирения, чем для войны и уничтожения". [Далай Лама. К 125-
летию Германа Гессе. Der Tagesspiegel, NR. 17 810, Seite
25].
Гессе нельзя было назвать примерным христианином. У него были свои
взгляды, свои убеждения, но те нравственные идеалы, которые он
почерпнул из библии, были для него мерилом его жизненных
поступков. Заповедь "Возлюби ближнего своего как самого себя!"
была направляющей для него в его взаимоотношениях с людьми, нашла
отражение во многих его литературных произведениях. Заповеди "Не
убий!" следовал он в своей борьбе с
милитаристами.
Эти заповеди, наряду с другими, не потеряли своего значения и в
наше время, когда проблемы нравственного воспитания снова вышли на
передний план. Сами собой напрашиваются следующие выводы:
необходимо формирование единой нравственной идеи, базирующейся на
нравственных заповедях христианского учения, лучших творениях
отечественной и зарубежной литературы, кино и театра, классической
музыки и живописи. Институты образования должны давать не только
знания, но и выполнять определенные воспитательные задачи.
Необходимо сформировать нравственные идеалы и цели, выработать
m`op`bkemh, способствующие развитию не только образованного и
воспитанного, но и нравственного молодого человека. Необходимо
довести до сознания каждого человека четкие определения таких
категорий, как добро и зло, человечность и бесчеловечность,
показать истинную ценность настоящей дружбы и настоящей
любви.
Прежде всего, необходимо повернуть лицо государства и общества в
целом к каждому конкретному человеку. Нет гарантии, что люди,
стоящие сейчас у власти, владеющие миллиардами и миллионами
неизвестно какими путями нажитых денег, станут думать о тех, кто
остался без гроша, не имеет возможности полноценно питаться,
удовлетворить самые минимальные физические потребности. На фоне
такого неравенства трудно взывать даже к самым благородным
идеалам, а нищий преподаватель не самый подходящий пример
благородного служения человечеству. До тех пор пока люди науки и
культуры вынуждены довольствоваться жалкими зарплатами, не
позволяющими повышать свой культурный и профессиональный уровень,
до тех пор, пока театр и книги будут являться для многих и многих
людей непозволительной роскошью, трудно вести речь о каком-либо
нравственном воспитании подрастающего поколения.
В свою очередь работники образования, науки, культуры и искусства
не должны отгораживаться от всего остального общества, а видеть
цель своего существования в просвещении и воспитании его членов и,
особенно, подрастающего
поколения.
Литература:
1. Гессе, Герман, Письма по кругу: Пер. с нем. - М.: Прогресс,
1987. - 400 с.
2. Гессе, Герман. Магия книги. М: Книга, 1990 г. - 238
с.
3. Гессе, Герман. Избранное. Сборник. Пер. с нем. - М.: Радуга.
1991. - 539 с.
.