www.hesse.ru :: Герман ГЕССЕ / Hermann HESSE (1877 - 1962): Немецкий писатель. Биография. Тексты произведений на русском и немецком языках: романы, повести, рассказы, статьи, эссе. Письма Гессе. Рецензии. Критика. Свидетельства современников. Фотоальбом. Кино-аудио документы. Фотографии живописных работ Гессе. Форум. Ссылки.

Елена Мюнстер. Влияние христианского учения

     Герман Гессе родился в семье христианских миссионеров и библия была одной из первых книг, с которыми познакомился будущий поэт и писатель. С 1891 по 1892 год он даже обучался в протестантской семинарии в Маульбронне. Уважение к писанию осталось у Гессе на всю жизнь и к строкам библии он отправлял своих молодых корреспондентов, которые стремились найти смысл жизни. Библейское учение нашло отражение и в творчестве писателя.
      В рамках данного сообщения хотелось бы остановиться лишь на нескольких основных произведениях Гессе, а именно: "Петер Каменцинд" (1903). "Кнульп" (1915), "Курортник" (1925), "Степной волк" (1927), "Нарцисс и Гольдмунд" (1930), "Игра в бисер" (1943). Они будут рассматриваться в хронологическом порядке, что даст возможность проследить, какие вопросы писания волновали Гессе в течение этого периода, ознакомиться с его точкой зрения на эти вопросы.
      "Петер Каменцинд" - повесть, написанная в 1903 году, сделала молодого автора известным в мгновение ока. И сейчас, спустя многие годы, она не утратила своего очарования, свежести и яркости. Как и большинство произведений Гессе она затрагивает проблемы поиска смысла жизни, описывает ее красоту.
      Герой повести - Петер, молодой крестьянский парень с душой и задатками большого поэта. Он глубоко переживал смерть своей матери, но в то же время понимал, что "боль и разочарования и тоска посылаются нам не для того, чтобы сломать наш дух, лишить нас ценности и достоинства, а для того, чтобы преобразить нас и приблизить нашу зрелость" [3, с.96]. И именно зрелость помогла Петеру оценить и понять такого человека, как Боппи, карлика и уродца, не нужного никому, кроме своей матери. Он и у Петера вызвал сначала отвращение и желание избежать всяческого знакомства. Но потом он говорил следующее: "Бог сподобил меня глубоко заглянуть в удивительную, необычайной красоты человеческую душу, над которой болезнь, одиночество, бедность и людская жестокость пронеслась словно легкие, быстрокрылые облака" [3, с.117].
      Петер ближе знакомится с несчастным калекой и с удивлением отмечает: "Все те мелкие пороки, которыми мы портим и отравляем нашу прекрасную короткую жизнь - гнев, нетерпение, подозрительность, ложь, - весь этот зловонный гной, разъедающий и искажающий наш облик, был в этом человеке выпарен, как соль, на медленном огне продолжительного и глубокого страдания. Он не был ни ангелом, ни мудрецом, он был человеком, исполненным житейской мудрости и смирения, человеком, которого великие страдания и лишения научили без стыда принимать свою слабость и предавать себя во власть всевышнего" [3, с.117].
      "Петер Каменцинд - удивительно поэтическая и немного грустная повесть. Повесть о несчастной любви, горьких потерях и, в то же время, о силе человеческого духа, способного стойко переносить жестокие страдания и даже саму смерть. Это повесть о доброте и о чуде каждой человеческой жизни, о том, что любое творение божье достойно любви и сострадания.
      Героем следующей повести, "Кнульп", написанной в период между 1907 и 1913 годами, является бродяга и весельчак Кнульп. Человек без определенной профессии или ремесла, "перекати-поле", не знающее родного очага и семьи. Один из друзей Кнульпа, мастер Ротфус долго размышлял о своем друге и пришел к выводу, что тот "…живет, как требует его натура и как редко кому удается, он простодушен как дитя и покоряет сердца" [4, с.22].
      Кнульп мог бы быть другим человеком, он имел определенные дарования и способности, неплохо учился в школе и имел любящих родителей и сестер. Он сломался, когда потерял смыл жизни, обманутый любимой девушкой, ради которой он натворил столько глупостей и ошибок. В его жизни было много хорошего, но с тех пор он был всегда одинок. Одиноким хотел он остаться и перед лицом смерти. Он был болен, стар, и в глазах окружающих выглядел теперь несчастным неудачником, зря прожившим свою жизнь, хотя мог достичь многого.
      В конце повести рассказывается о последних часах бездомного бродяги. Он бредет из последних сил, под завывание метели, засыпаемый снегом и пронизываемый холодом. В бреду он ведет разговор с Богом, оправдывая свою пустую жизнь, жалуясь на неудачи и невзгоды. Он ищет смысл своей, непонятно как прожитой, жизни и получает ответ от бога: "Ты все еще не догадался, дитя неразумное, в чем был смысл всего? Ты все еще не догадался, мой милый, зачем тебе суждено пройти по жизни легкомысленным бездельником и бродягой? Да затем, чтобы внести в мир хоть толику детского сумасбродства и детского смеха. Затем, чтобы люди тебя повсюду чуточку любили, чуточку поддразнивали и чуточку были тебе благодарны" [4 с.85].
      Но смех и радость Кнульп приносил, когда был молод. Тогда он мог еще изменить свою жизнь и стать "порядочным человеком". Он мог еще все успеть. Но и на это у Бога был свой ответ: "Ты что, и в самом деле не понимаешь, что все было хорошо и не могло быть иначе? … ты Мне был нужен такой, какой ты есть. Во имя Мое ты странствовал и пробуждал в оседлых людях смутную тоску по свободе. Во имя Мое ты делал глупости и бывал осмеян; это Я Сам был осмеян в тебе и в тебе любим. Ты дитя Мое, брат Мой, ты частица Меня Самого, все, что ты испытал и выстрадал, Я испытал вместе с тобой" [4 с.86]. Этими строками Гессе как бы подчеркивает, что все мы - "дети божьи", что во всем "промысел божий", которому нельзя противиться, нельзя и бесполезно.
      Повесть "Курортник" очень автобиографична. Это своего рода дневник, который ведет больной человек, оторванный от привычных условий и вынужденный приспосабливаться к окружающей среде. Как никакое другое произведение Гессе, эта повесть раскрывает нам тонкую и ранимую душу писателя. Он весь как обнаженный нерв, как туго натянутая струна. Он понимает, что его ждут испытания и что ему, "старому нелюдиму, не терпящему и лишь с трудом способному переносить стадную и гостиничную жизнь, конечно, еще предстоит одолеть немало препятствий и не раз себя осаживать" [4, с.96].
      В повести "Курортник" Гессе приоткрывает завесу над своей обыденной жизнью, со всеми ее горестями и радостями. Порой ему бывало настолько скверно, что жизнь переставала иметь всяческую ценность, а душу переполняли ненависть и отвращение, как к самому себе, так и к окружающему миру. Но и в такие моменты он утверждал следующее: "…самая глубокая моя вера, самое священное для меня убеждение заключается в единстве, в божественном единстве вселенной, а все страдания, все зло происходит лишь из-за того, что мы, каждый в отдельности перестали воспринимать себя как неразрывные части целого, что наше "я" преувеличивает свое значение" [4, с.140].
      Гессе не считал себя святым, признавался во многих своих проступках, в том, что много страданий он перенес по своей вине. Но он пытался и изменить себя. Рядом с ним в гостинице жил один cnkk`mdev с женой. Они были очень шумными и бесцеремонными людьми, и тонкая стенка не спасала страдающего бессонницей писателя. Гессе начинал ненавидеть своего соседа, но и ненависть не приносила облегчения. Единственный выход был в том, чтобы голландца "преобразить, переработать" и из "объекта ненависти" и "источника страданий" переплавить в "объект любви" [4, с.143]. Это было нелегкой задачей и Гессе писал об этом: "То, что мне предстояло сделать, было всего лишь выполнением чудесной заповеди "любите врагов ваших". Я уже давно привык воспринимать все эти удивительно покоряющие евангельские речения не просто как приказание, как "ты должен", а как дружеские советы истинного мудреца" [4, с.143]. Гессе считал, что в этих словах заключено "не только высшее из моральных требований, но и высшее и мудрейшее учение о душевном благополучии, и что вся евангельская теория любви, помимо всех прочих ее значений имеет значение и прекрасно продуманной душевной терапии" [4, с.143].
      В повести "Курортник" чувствуется острота душевного надлома писателя. Он, как и его герой Кнульп осознает, что еще можно стать кем-то другим и пишет о необходимости равновесия в любви, которое и помогает достичь эта заповедь. Потому что при недостатке любви к ближнему человек считается эгоистом, а при избытке, когда любишь ближнего больше самого себя, - ты "бедолага, проникнутый чувством собственной неполноценности, стремлением любить все и вся и, однако же, полный терзаний и злобы на себя самого и живешь в аду, где сам же себя день за днем и поджариваешь" [4, c.181-182].
      Роман "Степной волк" - одно из самых известных произведений писателя, вызвавшее большой интерес у молодежи 60-х годов 20-го века. Движение хиппи, раскрепощение в нравах и любви, наркотики и противостояние буржуазному обществу. И в этом романе Гессе продолжает тему любви к ближнему. Герой романа - Гарри Галлер, человек глубоко несчастный, оторванный от общества. Его воспитывали "любящие, но строгие и очень благочестивые родители и учителя, воспитывали его в том духе, который кладет в основу воспитания "подавление воли". Но Гарри Галлер был личностью, был "слишком силен и тверд, слишком горд и умен", и волю его сломить не удалось, удалось лишь только "научить его ненавидеть себя самого" [4, с.199].
      Гессе отмечает, что Галлер был не смотря ни на что "истинным христианином и истинным мучеником", потому что "всякую резкость, всякую критику, всякое ехидство, всякую ненависть, на какую был способен, обрушивал прежде всего, первым делом на себя самого. Что касается остальных, окружающих, то он упорно предпринимал самые героические и самые серьезные попытки любить их, относиться к ним справедливо, не причиняя им боли, ибо "люби ближнего твоего" въелось в него так же глубоко, как ненависть к самому себе, и, таким образом, вся его жизнь была примером того, что без любви к себе самому невозможна и любовь к ближнему, а ненависть к себе - в точности то же самое и приводит к точной такой же изоляции и к такому же точно отчаянию, как и отъявленный эгоизм" [4, с.199].
      В образе Гарри Галлера Гессе раскрывает двойственность человеческой натуры - смешение животного и духовного, показывает борьбу двух этих противоположностей: "…человек и волк в нем не уживались и уж подавно не помогали друг другу, а всегда находились в смертельной вражде, и один только изводил другого, а когда в одной душе и в одной крови сходятся два заклятых врага, жизнь никуда не годится" [4, с.228].
      Таких людей как Гарри Галлер, по мнению Гессе, очень много, и, в oepbs~ очередь, к ним нужно отнести художников, которые "заключают в себе две души, два существа, божественное начало и дьявольское, материнская и отцовская кровь, способность к счастью и способность к страданию смешались и перемешались в них так же враждебно и беспорядочно, как человек и волк в Гарри" [4,с.230].
      В повести "Нарцисс и Гольдмунд" Гессе продолжает ряд тем, отраженных в романе "Степной волк", представляет читателю двух основных героев, молодых людей, собиравшихся посвятить себя монашеской аскетической жизни. Они во многом похожи - похожи в своем стремлении к духовности и чистой любви, в своей тяге к знаниям, но у них разное предназначение. Гольдмунд был рожден для любви во всей полноте. Он был художником, тогда как Нарцисс - мыслителем, он был представителем материнского начала мира, а Нарцисс - отцовского, и лишь "в искусстве и в бытии художника виделась Гольдмунду возможность некоего примирения своих глубочайших противоречий", возможность слияния обоих начал [5, с.145].
      В этой повести Гессе еще раз возвращается к теме предназначения, теме предначертанности человеческого бытия и подчеркивает, как важно суметь познать себя, понять смысл своего существования и отдаться ему целиком. Нарцисс и Гольдмунд - две испостаси, две стороны одной медали. Они дополняют друг друга и учатся друг у друга, объединяя мир чистой духовности и мир чувственного искусства.
      Роман "Игра в бисер" (1943 г.) - венец прозаического творчества Германа Гессе, роман, за который он был удостоен Нобелевской премии. Такая высокая оценка была дана этому произведению не только за его антивоенную направленность, но и за его художественные достоинства. И в этом романе Гессе дает ряд противопоставлений - описывая светскую жизнь и жизнь аскетическую, духовную. Причем он описывает несколько разновидностей такого отшельничества - бытие христианского монастыря, жизнь медитирующего в бамбуковой роще отшельника и жизнь в Педагогической провинции, особом ордене, культивирующем искусство ради самого искусства. На разных примерах Гессе показывает важность определения своего места в жизни. Главный герой романа - магистр Игры Иозеф Кнехт делает нелегкий выбор и уходит из Ордена, чтобы наконец-то соприкоснуться с настоящей жизнью и исполнить до конца свое предназначение.
      В этом романе сталкиваются не только судьбы, но и различные философские и религиозные учения и поиски смысла жизни становятся во главу угла. Споры о вере также нашли в нем свое отражение. Так, один из героев, старец Дион, объясняет различие между верующими и неверующими: " Мы, верующие, потому что мы прониклись верой, то есть силой Спасителя и его спасительной смерти. А те, другие, мифоведы и богословы Зодиака и древних учений, не прониклись этой силой, еще нет, и нам не дано заставить их проникнуться ею" [1, с.402]. Старец говорит о том, что эти люди не испытали страданий, они довольны и им хорошо, а тем кому хорошо трудно объяснить что- либо. Поэтому, "чтобы человек пожелал спасения и спасительной веры, чтобы он перестал радоваться мудрости и гармонии своих мыслей и взял на себя великую смелость поверить в чудо спасения, для этого надо сперва, чтобы ему пришлось плохо, очень плохо, чтобы он изведал горечь и отчаяние, оказался в безвыходном положении" [1, с.402].
      Гессе свойственно развивать одну и ту же тему из произведения в произведение. Складывается впечатление, что все его творения это одно огромное полотно, сотканное из мыслей и слов, причудливо переплетенных между собой, и один и тот же узор повторяется в p`gm{u местах, создавая особую гармонию. Одной из таких тем является тема несовершенства созданного богом мира. Тот же старец Дион говорит о том, что мир был совершенен лишь один миг, до тех пор, пока Адам не поел от запрещенного дерева. И в этот момент началось отмирание "демиурга и его творения, и мир постепенно отмирает и увядает, пока не придет новый век и не станет ни творения, ни мироздания, ни плоти, ни жадности, ни греха, ни плотского зачатия, рождения, умирания, а возникнет совершенный, духовный, спасенный мир, свободный от проклятия Адама, от вечного проклятия и бича вожделения, зачатия, рождения, смерти" [1, с.403].
      Все рассмотренные примеры показывают, насколько волновали Гессе вопросы смысла жизни, предопределенности и божественного замысла, темы любви к ближнему, как равновесия в любви, помогающему жить человеку в обществе и с обществом. Гессе поднимал вопросы о необходимости примирения с самим собой, с тем, что тебе уготовано, в том числе и со смертью, какой бы она не представлялась, - доброй и ласковой матерью, возвращающей себе свое дитя, божьей милостью после тяжелой и трудной жизни или тяжким испытанием, которое человек все же в состоянии перенести.

      Литература:

      1. Гессе Герман. Избранное. Сборник. Пер. с нем./Составл.и предисл.Н.Павловой. - М.: Радуга, 1991. - 539 с.
      2. Гессе Герман. Петер Каменцинд.// Нева, 1995 г., № 10, с.98- 139.
      3. Гессе Герман. Петер Каменцинд. // Нева, 1995 г., № 11, с.92- 128
      4. Герман Гессе. Собрание сочинений в 4-х т. Т 2. СПб.: Северо- Запад, 1994. - 415 с.
      5. Герман Гессе. Собрание сочинений в 4-х т. Т 3. СПб.: Северо- Запад, 1994. - 510 с.