Елена Мюнстер. Влияние мировоззренческих установок
"Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми
людьми."
(Римлянам, 12, 18)
Эти строки из библии можно дополнить следующими: "Будьте в мире с
самими собой." И именно искание мира в себе отличает творчество
немецкоязычного поэта и писателя Германа Гессе. Противник войны,
противник насилия, вечно ищущий путь к себе самому, поднимающий
проблемы бытия и духа, Гессе ранимый и утверждающийся, стремящийся
отстоять свое право быть поэтом, Гессе противоречивый, пытающийся
соединить несоединимое - Восток с Западом, веру с неверием, Гессе,
бунтующий против христианских догматов и Гессе, христианин до
мозга костей.
Всем своим творчеством Гессе отстаивал свое право быть самим собой
и право становиться другим. Но как бы ни был противоречив он в
своих поступках, своих творениях, неизменным в нем оставалось
одно: стремление сохранить в этом меняющемся и деградирующем
духовно мире остатки духовности, стремление развить эти ростки и
сделать их достоянием всего
человечества.
Герман Гессе родился 2 июля 1887 году в небольшом швабском
городке, как бы сошедшем со страниц старинных немецких сказок и
баллад. Романтичность и своеобразие этого места не могло не
отразиться на детском восприятии маленького Германа, рано
осознавшего свое предназначение в этом мире. Он хотел стать и стал
поэтом.
Родные Гессе были глубоко верующими людьми, занимались
миссионерской работой. Это были очень образованные люди, особенно
дед со стороны матери, миссионер, долго проживший в Индии и бывший
известным ученым-востоковедом.
Родители хотели, чтобы сын стал продолжателем семейной традиции,
но Гессе избрал свой путь. И все же, несмотря на периодические
бунты против религиозного мировоззрения, во всем его творчестве
прослеживается стремление утвердить идеалы и ценности,
провозглашаемые в глубоко почитаемой им Книге
книг.
По словам немецкого литературоведа Э.Хильшера, "решающей чертой
своего бытия и творчества Гессе считал "религиозный стимул".Он
исповедывал гуманистическую религию, которая утверждает веру в
силу доброты, поэтически воплощает благоговение перед человеческой
сутью." [6, c.87] Хильшер приводит следующее высказывание Гессе:
"Всякая истинная поэзия есть утверждение, она возникает из любви,
имеет основой и источником благодарность по отношению к жизни, она
есть хвала Богу и его творению." [6,
c.87]
Как отмечает еще один литературовед, В.Д Седельник, "....Вера
важна для Гессе не в религиозном смысле - всякие церковные догмы и
конфессиональные распри были ему совершенно чужды, - а как
противоположнсть безверия, цинизма, отчаяния, пустоты, как знак
исканий и борений духа. Он верил в человека как в "удивительную
возможность", не угасающую даже в самые бесчеловечные периоды
истории." [5, c.19]
Такими периодами в понимании Гессе были войны, уносившие миллионы
человеческих жизней, ведущие к упадку и бездуховности. Но упадок
культуры, девальвация духовных ценностей случались и в мирное
время и это вызывало у Гессе самую глубокую озабоченность. Как
правильно подметили А.Акиндинова и Л.А.Бердюгина, Гессе глубоко
переживал "бессилие, беспомощность самых высоких и чистых идей,
составляющих душу европейской культуры, их неспособность
существенным образом отразиться в жизни людей, улучшить ее,
одухотворить и облагородить." [1,
c.179]
Получалось, что можно "обладать культурой и в то же время
пребывать вне ее, быть хранителем духовных ценностей и все же
бессознательно способствовать их девальвации." [1, c.180]. Как
далее отмечают Акиндинова и Бердюгина, такое состояние духа,
человека, культуры Гессе называет "переходным": " Всю литературу
рубежа веков (в том числе и собственные произведения) писатель
относит к "литературе переходного периода". [1, c.181]. И, может
быть, именно потому, что мы в настоящее время также находимся в
своеобразном переходном периоде, когда снова происходит переоценка
ценностей и идеалов, творчество Гессе вновь пробуждает интерес у
читателей постсоветского пространства. Гессе не дает в своих
произведениях ответов, по его словам, он только "ставит правильные
вопросы", а для получения ответов часто отсылает к единственному и
благодатному источнику, провозглашающему вечные и непреходящие
ценности.
Для Гессе конечной целью культуры является нравственное воспитание
человека, пробуждение в нем этической личности. Недаром самый
известный его роман "Игра в бисер" литературоведы называют
гуманистически-философской поэмой о духовном будущем человечества,
несущем на себе "печать самого высокого,благородного вкуса,
интеллектуальной утонченности и нравственной чистоты". [1,
c.196].
При выражении своих взглядов Гессе не ограничивается только
прозой.Работа духа и мысли получает свое классическое завершение в
стихотворных строках. Гессе писал о своих стихах: "...все они
говорят обо мне самом, отражают мой собственный путь, мои тайные
мечты и желания, мои собственные горькие лишения." [6,
c.105]
Как отмечает Д.Затонский, "поэзия и литература как бы сливаются у
него, друг друга дополняют, составляют нечто цельное." [5, c.238].
Так, например, незадолго до выхода в свет прозаического
произведения "Степной волк " Гессе издает цикл стихов под таким же
названием, который затем входит в расширенный сборник стихов под
общим названием "Кризис". Основной темой этих произведений Гессе
может считаться как кризис личности, так и кризис общественный.
Но, как пишет сам автор в предисловии к роману, что "хотя эта
книга и повествует о страданиях и муках, она ни в коем случае не
является книгой отчаявшегося, это книга верующего." [7,
c.6]
Герман Гессе известен не только как поэт и прозаик, но также и как
публицист, поднимавший на страницах своих статей и публикаций
важнейшие вопросы своего времени. В одной из таких работ,
"Библиотеке всемирной литературы", 1929г., он отмечает важность
nap`gnb`mh: "... стремление к образованию, то есть
совершенствованию ума и души, - это не утомительный путь к тем или
иным ограниченным целям, это расширение нашего кругозора,
обогащение нашей способности жить и радоваться жизни." [2, c.148]
По словам Гессе, образование
"помогает осмыслить нашу жизнь, разгадать прошлое и смело смотреть
в будущее." [2, c.148]
Во все века источником знаний служила книга, письменное и печатное
слово. Книга же и путь к образованию. По мнению Гессе, книга
всегда будет "единственным средством, благодаря которому
человечество может узнать собственную историю и непрерывно
сознавать себя".[2, c.179]. Гессе считает, что "...не следует
опасаться исчезновения книги в будущем, наоборот, чем полнее новые
изобретения удовлетворят со временем потребность людей в общении
между собой и распространении образования, тем скорее возродятся
достоинство и авторитет книги."[2, c.179]. Гессе писал эти строки
в далеком 1930 году, когда еще даже фантасты не могли представить
себе сегодняшнюю степень развития телевидения и компьютерных
сетей, но слова его не только не потеряли своей актуальности, но,
как мне кажется, приобрели еще большую остроту. Люди, несомненно,
соскучатся по осязаемости книжных переплетов, шелесту страниц и
магической силе печатного и рукописного слова, которые Гессе
называл "магическими формулами".
Истоки духовности самого Гессе кроются не только в христианском
наследии предков. Рано пробудившийся интерес к Востоку наложил
свой отпечаток и на мировоззрение писателя. Как отмечает
литературовед Д.Затонский, у древних индийцев и китайцев Гессе
учился "искусству медитации, самоанализа, невозмутимо
созерцательному отношению к сущему". [3, c.237]. Немецкий
литературовед Э.Хильшер отмечает, что Гессе был "одним из лучших
знатоков восточно-азиатских культур" и что они "решающим образом
повлияли на его мировоззрение". [6, c.91] Важнейшей заслугой Гессе
Хильшер считает то, что он "открыл поразительные возможности и
пути их современного восприятия". [6,
c.91]
Теме Востока Гессе посвятил ряд своих произведений, таких как
"Паломничество в страну Востока", "Сиддхарта", "Поэт" и другие,
тема Востокак, восточной культуры, так или иначе, проходит через
все творчество Гессе, олицетворяя его идею "синтеза Востока и
Запада, сближения между народами".[6,
c.93]
Что касается европейской философии, то после Сократа она Гессе
мало увлекала. Но все же некоторые философские учения привлекли
его внимание. Еще в юности он открыл для себя Ницше и в его
"Заратустре" и "Антихристе" нашел "подтвержение своих юношеских
антихиристианских настроений". [6, c.99]. Этого реакционного
философа он еще долго считал "последним одиноким представителем
немецого духа, немецкого мужества, немецкой решимости". [ 6,
c.99]. Влияние Ницше сказалось в политической брошюре Гессе
"Возвращение Заратустры" (1919г.) и в романе "Демиан", в которых
он клеймил современные пороки и ложь, призывал к переоценке всех
ценностей и подчеркивал индивидуальное начало в каждом
человеке.
В 1905 году Гессе впервые ознакомился с трудами Шопенгауэра. Идеи
этого философа были Гессе чрезвычайно близки, так как в их основе
a{kh те же самые древнеиндийские представления о необходимости
ухода из мира, о том, что лишь бездействие и медитация способны
помочь человеку "своими силами добиться блаженства". [6,
c.90]
Не избежал Гессе и влияния Зигмунда Фрейда. В 1916 году он
проходил курс лечения от депрессии у ученика Юнга - Й-Б.Ланга, а
затем, в 1921 году, у самого Юнга. Большое впечатление на него
произвели рабоы Фрейда "Толкование сновидений" и Юнга -
"Психологические типы" и "Превращение либидо". Тема расщепления
лчности, двойственная структура сознания, была затронута Гессе в
романе "Степной волк" и в статьях "Художник и психоанализ",
"Ночные игры". В то же время Гессе резко критиковал литераторов,
ничего не смыслящих в медицине и психиатрии и выискивающих в
произведениях поэтов "следы каких-то комплексов и проявления
неврозов" и ославляющих их на весь свет как "психопатов". [2,
c.195]
Большое влияние на Германа Гессе и его творчество оказал и
швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт, который, вслед за
Шопенгауэром, "придерживался скептически-пессимистических
воззрений", отрицал "возможность прогресса" и "рассматривал
исторические события как бы вне движения". [ 6, c.116]. Влияние
Буркхардта особенно прослеживается в романе Гессе "Игра в бисер",
в котором писатель поднимает проблему ответственности духа перед
историей, и ценности духа выражаются с помощью универсального
языка -"игры как квинтэссенции чистой духовности". [4, c.251]
Главный герой романа не случайно носит имя Кнехт, что в переводе с
немецкого означает "слуга". Автор как бы подчеркивает
необходимость не чисто умозрительной интеллектуальной работы духа,
а деятельности духа, направленной на служение
людям
Говоря о творчестве и мировоззрении Германа Гессе, нельзя не
отметить традиционность его творчества, влияние на него
величайшего гуманиста Германии Иоганна Вольфганга Гете. Гессе
писал о нем: "Среди всех немецких поэтов я больше всего благодарен
Гете, он занимал меня болше всего, угнетал, ободрял, понуждал
следовать за ним или с ним спорить." [2,c.205]. Гессе подчеркивал
важнось чтения Гете молодым поколением: "Если бы я руководил
средней или высшей школой, я бы вообще запретил чтение Гете и
разрешал знакомство с ним лишь в качестве высшей награды самым
лучшим, самым достойным.....И в своих поисках духа, который мог бы
нас спасти, и в готовности, не боясь никаких жертв, служить этому
духу они не смогли бы найти себе лучшего вождя и лучшего товарища,
чем Гете." [2, c.211]
Как отмечают литературоведы, Гессе не имел четких
мировоззренческих позиций и это не могло не сказаться на его
творчестве, в котором "отражены все сомнения, колебания,
разочарования буржуазной интеллигенции в период между двумя
мировыми войнами, ее неспособность постичь глубинные социальные
процессы, вызывающие и в значительной степени определяющие те или
иные явления культуры". [1, c.194] И именно поэтому "ведущим
принципом художественно-философского мышления становится именно
утопия: моделирование тех возможностей, которые не могут быть
реализованы в наличном бытии, но которым тем не менее
представляются необходимыми человеческому духу". [1,
c.194]
Для творчества Гессе характерен уход от реальности, поиски своего
внутреннего "я", созерцательность и описательность. Он не
призывает к активным действиям, он только показывает
действительность такой, как она ему видится и тем самым заставляет
нас задумываться над проблемами бытия, "будит беспокойство,
заснувшую совесть и активизирует разум", дает "свободу думать
самим и самим находить свой путь". [6,
c.119]
Г.Симферополь, июнь 2002г.
Использованная литература:
1. Акиндинова Т.А, Бердюгина Л.А. Г.Гессе: между пессимизмом
знания и оптимизмом веры.В кн. "Новые грани старых иллюзий",
Ленинград.: Издательство Ленинградского университета, 1984г. -
с.169-196
2. Гессе, Герман. Письма по кругу М.:Прогресс, 1987. - 400с.
3. Затонский Д. Парадоксы Германа Гессе.В кн. "В наше время".
М.: Сов.писатель,1979. - с.230-257
4. Лейтес Н.С. Немецкий роман, 1918-1945г. Пермь:Пермский унив-
т, 1975г.
5. Седельник В.Д. Я верю в законы человеческого рода ...
Предисловие к книге Германа Гессе "Письма по кругу". М.: Прогресс,
1987. - с.5-21
6. Хильшер Э. Истоки мировоззрения Германа Гессе. В
кн."Поэтические картины мира". М.: Художест.литература", 1979г,
с.85-119
7. Hermann Hesse. Der Steppenwolf und unbekannte Texte aus dem
Umkreis des Steppenwolf. Zusammengestellt und mit einem Essaz von
Volker Michels. Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main, 1972. -
357.