Герман ГЕССЕ :: Форум »Только для сумасшедших » Amor fati » Почему утонул Йозеф Кнехт?
Страниц (2): [1] 2 »
1. alex_v - 14 Марта, 2005 - 18:23:47
Речь, конечно, об «Игре в бисер». Это замечательное произведение Гессе отличается от многих других его книг какой-то спокойной и глубокой гармонией, в нем надрыва, нет мучительных метаний, раздирающих души героев. И тем не менее magister Ludi все таки в конце гибнет, что вроде бы пронзительно контрастирует с общей атмосферой «Игры».
Я, собственно, не хочу ничего интерпретировать или объяснять, я лишь хочу поделиться своими мыслями и ассоциациями по поводу судьбы Кнехта.
Касталия и мирская жизнь – противоположности и Гессе представил их разведенными почти до предела. Сосредоточившись на тонком и детальном описании Касталии, Гессе показывает, что это «царство духовности» в общем то тоже далеко от гармонии и содержит в себе многие пороки и недостатки, свойственные мирянам (т.е. каждая противоположность содержит в себе черты с другого полюса и "все высокое стоит на низком). Нередко Гессе изящно иронизирует, его описания выглядят почти пародийными. Замечу, я далек от желания дискредитировать Касталию - ее ищут с древних времен и я сам тоже ищу свою Касталию. Но, как мне представляется, жители Касталии имеют в известной степени ограниченную и одностороннюю психологию, противоположную крайностям мирян. Человечество уже давно пошло по пути одностороннего развития, ломающего души людей. Расколота психика человека, переживающего сложнейшие внутренние конфликты, расколата и вся наша цивилизация. Психоаналитиками различных направлений уже давно написаны глубокие работы на эти темы. Поэтому Касталия она не должна быть в виде внеположенного нам отдельного государства (в том виде, как это описал Гессе), на которое мы будем взирать с глубокой тоской по духовности.
Чувствовав все это Кнехт попытался достичь полной гармонии, синтеза, пойти, так сказать, срединным путем. Но только ступив на этот путь – утонул. Почему? Вероятно, противоположности были уже чрезмерно разведены, психология Кнехта стала слишком односторонней. Кнехт слишком высоко взлетел в свое царство духовности, оторвавшись от природных основ. Фон его гибели – красивый природный пейзаж, величественные горы, горное озеро. Не мог уже Кнехт и поспевать за юношескими порывами его ученика, предложившего искупаться в холодной воде, было притуплена и его внутренняя интуиция, которая должна была подсказать об опасности. Озеро, вода, поглотившие Кнехта – это символ бессознательного, со всеми его природными глубинами.
Гибель Магистра выглядит очень драматично, как бы еще раз говоря о том, насколько трудно найти срединный путь и достичь гармонии в этой жизни...
В связи со всем этим вспоминается юнговская концепция противоположностей.
Юнг в «Психологических типах» писал: «сознание по существу есть дискриминация, различение между эго и не-эго, между субъектом и объектом, между «да» и «нет» и т.д. Вообще все разделение на пары противоположности есть дело сознательного различения, ибо только сознание способно узнавать соответствующее и отличать его от несоответствующего, неценного». В то же время Юнг считал принцип оппозиций, взаимодействие между противоположностями одним из законов, управляющих психической жизнью и, наверное, природой вообще.
Сложный вопрос – существуют ли противоположности, так сказать, объективно, в природе, отдельно от сознательного разграничения, либо они искусственно создаются мышлением человека и существуют только в его голове. Ведь мышление как таковое невозможно без оппозиций. Во всяком случае известно, что Дао, Брахман, Дхармакайя и пр. вроде бы не могут существовать лишенными всяческих признаков, будучи никак невыраженными и непроявленными. Почему-то все стремиться к проявлению в многообразных внешних формах. А человек уже все разграничивает и противопоставляет.
Главная проблема, видимо, в том, что человек доводит это противопоставление до крайностей, до конфликта и антагонизма. Инь и Ян равномерно сменяют друг друга, но только человек начинает пытаться исключить один полюс и удержать другой, стремясь, скажем, полностью искоренить, уничтожить зло (Сатану) и оставить одно добро (Бога). Таких конфликтов- противостояний много – мужественность/женственность, культурное\природное и пр.
О том же речь идет и в «Игре в бисер».

2. Fisher - 20 Марта, 2005 - 18:25:44
… читая ваш отзыв об «Игре в бисер», ожидал напрашивающийся вывод о противопоставлении "жизнь и смерть", но его почему-то не последовало. Действительно, практически во всех своих книгах Гессе показывает грани человеческой духовной жизни и делает это гениально. И для меня, к примеру, очень соблазнительной выглядит возможность списать гибель многих его героев на некое противопоставление их жизни, на попытку автора заглянуть за грань бытия, сделать шаг в непознанное. Думаю, Гессе, как и любой глубокий человек, немало времени уделил размышлениям о смерти, и это не могло не отразиться в его произведениях.

Но я лично, как человек, умеющий непредвзято относиться даже к тем, кого люблю, сделал бы предположение, что подобная концовка сюжета - просто внесение остроты и драматизма в произведение. Смерть главного героя - беспроигрышный вариант, впечатляет куда больше "хеппи-энда". Да простят меня читающие эти строки за такой вот оголтелый цинизм.

Цитата:
Главная проблема, видимо, в том, что человек доводит это противопоставление до крайностей, до конфликта и антагонизма.

Согласен... но я лично не склонен считать это проблемой. Сделаю предположение, что научиться воспринимать мир целиком можно лишь познав его грани, части, частности... левое и правое, холодное и горячее.

Есть правда и другой способ познания- через религию, но насколько он хорош или плох судить не возьмусь..

3. alex_v - 20 Марта, 2005 - 22:17:24
Цитата:
для меня, к примеру, очень соблазнительной выглядит возможность списать гибель многих его героев на некое противопоставление их жизни, на попытку автора заглянуть за грань бытия, сделать шаг в непознанное. Думаю, Гессе, как и любой глубокий человек, немало времени уделил размышлениям о смерти, и это не могло не отразиться в его произведениях.

Но я лично, как человек, умеющий непредвзято относиться даже к тем, кого люблю, сделал бы предположение, что подобная концовка сюжета - просто внесение остроты и драматизма в произведение. Смерть главного героя - беспроигрышный вариант, впечатляет куда больше "хеппи-энда". Да простят меня читающие эти строки за такой вот оголтелый цинизм.



Вполне возможно, что именно так и было. Мы вряд ли сможем понять все истинные замыслы писателя и все настоящие мотивы, стоящие за тем или иным произведением. Насчет Вашей идее о концовке «Игры» - все может быть… Я тоже не склонен никого идеализировать, даже людей которых я уважаю или восхищаюсь ими. Вопросы творчества и искусства вообще крайне сложны и запутаны. По крайней мере, с т.з. разума и науки - с этих позиций мы вряд ли сможем объяснить искусство. Бывает наверное и так, что автор вроде сознательно придумывает сюжетные ходы, но на деле – находится во власти неосознаваемых движений его души, идущих из самых глубин.
О замыслах писателей я тоже, конечно, задумываюсь, но для меня важнее все же именно мое восприятие. Говоря сухим языком психологии, читая литературное произведение, мы идентифицируемся с его героями, проецируем на него свои проблемы и конфликты; оживляются глубины нашего внутреннего мира. Мой пост отражает именно это, т.е. особенности моего внутреннего мира и мои актуальные конфликты.
А что в гибель Кнехта вкладывал сам Гессе – это уже другой вопрос. Но тема смерти была для него действительно актуальна. Кнехт утонул, ряд его других героев задумывались о самоубийстве, некоторые тоже уходили из жизни. Я думаю, Гессе нашел в себе мужество взглянуть в лицо проблемам и вопросам, составляющим самую суть, сердцевину человеческого бытия. И попытаться разрешить их в своей жизни. А это очень сложная задача. Подавляющее большинство делают все, чтобы избежать этого. Почти вся наша культура и образ жизни людей служат этому бегству от самих себя.


Цитата:
Цитата:Главная проблема, видимо, в том, что человек доводит это противопоставление до крайностей, до конфликта и антагонизма.

Согласен... но я лично не склонен считать это проблемой. Сделаю предположение, что научиться воспринимать мир целиком можно лишь познав его грани, части, частности... левое и правое, холодное и горячее.

Есть правда и другой способ познания- через религию, но насколько он хорош или плох судить не возьмусь..


Согласен. Восприятие мира на уровне сознания, мышления невозможно без расчленения мира на части, без оппозиций. Но это – не единственный способ восприятия мира. Религиозно-мистический путь – он не лучше или хуже, он просто иной. Я думаю, человеку необходимы оба пути. Но проблема еще и в том, что человек часто идентифицирует себя только со своим эго и забывает про иные пути познания и другие сферы своей психики
Я еще имел ввиду следующее. Существование в природе, скажем, горячего и холодного, положительного и отрицательного электрического полюса не есть конфликт. Проблемы начинаются, когда человек начинает думать, что есть такая отдельная от всего штука, как «добро» и только к нему надо стремиться, пытаясь еще и истребить зло. Или, если мужчина пытается отрицать существование в своей психике женского начала и подавляет его.
Ну и великолепный пример – конфликт Гарри и Степного Волка. В книге прослеживается постепенное продвижение к осознанию относительности и даже иллюзорности этого конфликта и к его снятию.


4. Fisher - 21 Марта, 2005 - 18:26:39
Хм… но ведь именно те, кто ударяется в крайности, «одержимые» и двигают человечество вперед.. разве нет? В науке – однозначно так. В религии - пожалуй тоже. И даже малоодаренные, но всерьез увлеченные чем-то люди мне лично всегда импонировали больше, чем уравновешенные и рассудительные таланты. Более того, посмею утверждать, что способность человека полностью отдаваться какой-то одной идее или делу – одно из его самых ценных качеств. Настоящий созидатель, творец должен быть одержим, должен быть максималистом. Настоящий разрушитель тоже… Такие люди и движут нашим обществом. А "правых" и "левых" максималистов всегда бывает приблизительно поровну.. это как маятник. Как только становится слишком много одних - сразу возникает спрос на других. По-моему так.

5. alex_v - 21 Марта, 2005 - 22:16:15
Я немного другое имел ввиду. Увлеченность человека каким-либо делом или идей - это одно дело, и это очень хорошо, это действительно ценное качество. Человек вообще не предназначен для унылой, однообразной и механической работы, но это отдельная тема. Насчет одержимости сложнее сказзать. Смотря, что под ней подразумевать и все здесь вообще очень индивидуально. У одного за этой одержимостью творческие порывы стоят, а у другого - саморазрушительные, деструктивные. Если следовать юнгианской концепции, главное, чтобы сохранялся баланс эго и бессознательного, чтобы одно не подавляло или не захлестывало другого.
Вернемся к Гарри. Ему же никак не удавалось принять и примирить в себе культурное и природное начало, Гарри и волка. Когда он отождествлял себя только с Гарри Галлером и пытался вести себя как цивилизованный человек, то волк сразу начинал скалить зубы. Крайности внутри самого себя - опасны. Вернее, крайности и конфликт противоположностей нормален как этап развития, это необходимо для роста, но зацикливание на нем нежелательно.

6. Fisher - 22 Марта, 2005 - 17:31:03
ну.. подобных Галлеров, испытывающих расщепление на протяжении всей жизни - единицы.. не знаю, я так до конца и не определился со своим отношением к этому персонажу. Не складывается однозначного мнения, уж больно сам Гарри неоднозначен..

7. Tracer - 20 Июля, 2005 - 20:43:29
Fisher, alex_v, не знаю, насколько запоздало мое сообщение, но все же хочется спросить: вы не думали над связью между тем, каким именно образом погиб Йозеф Кнехт, и небольшим эпизодом из "Степного волка", в котором Галлер зачитывает одно место из Новалиса племяннику хозяйки дома?
"...погодите - нашел. Вот оно: "Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать". Разве это не остроумно? Конечно, они не хотят плавать! Ведь они созданы для суши, а не для воды. И конечно, они не хотят думать; ведь они рождены для того, чтобы жить, а не для того, чтобы думать! Ну а кто думает, кто видит в этом главное свое дело, тот может очень в нем преуспеть, но он все-таки путает сушу с водой, и когда-нибудь он утонет."

К сожалению, я уже успел основательно подзабыть, какой была динамика изменения внутренних предпочтений Кнехта между духом и чувствами в последние годы его жизни, но если его слишком перекосило в сторону духа, то, думается, именно эту аллегорию и вспомнил Гессе, уготовив Кнехту смерть в воде.
К слову, было бы интересно узнать, если кто-то читал упомянутого Новалиса, вытекала ли параллель между плаваньем и мышлением из контекста фразы, или же это целиком изобретение Галлера?

8. lupus_campestris - 20 Января, 2006 - 18:06:00
Выскажу свое мнение...
Цитата:
...слишком перекосило в сторону духа...

Насколько я могу доверять своей памяти и своим впечатлениям, незадолго до этого он как раз и покинул Касталию ради "жизни на земле", то есть у него возникло ощущение, что без этой мирской составляющей жизнь быть может и не совсем полна.
А вот насчет собственно темы - мне лично кажется, что обстоятельствами его гибели показывается, чтосмерть всегда может наступить внезапно, она не будет ждать, пока мы завершим свои начинания. И собственно нужно всегда быть готовым к встрече с ней. А в ожидании наслаждаться тем, что есть сейчас. Примерно так.

9. alex_v - 21 Января, 2006 - 20:58:01
Цитата:
А в ожидании наслаждаться тем, что есть сейчас.

Хорошая философия, согласен с Вами.
Цитата:
А вот насчет собственно темы - мне лично кажется, что обстоятельствами его гибели показывается, чтосмерть всегда может наступить внезапно, она не будет ждать, пока мы завершим свои начинания. И собственно нужно всегда быть готовым к встрече с ней.

И так бывает, наверное. Всякое случается. Хотя существует ли случайность - тоже сложный вопрос. А бывает и так, что человек бессознательно сам идет к смерти и она бывает обусловлена целым рядом условий.

10. lupus_campestris - 23 Января, 2006 - 17:11:03
Цитата:
... человек бессознательно сам идет к смерти ...

Все мы идем к смерти...
И каждая смерть - результат ежесекундного выбора не только самого человека, но и тысячи окружающих его людей...

11. alex_v - 24 Января, 2006 - 10:53:09
Цитата:
И каждая смерть - результат ежесекундного выбора не только самого человека, но и тысячи окружающих его людей...

Прошу прощения, но не понял Вашу мысль.
Что касается Кнехта, то его гибель для меня символически выражает чрезвычайную трудность в примерении в нашей жизни духовного и мирского, высокого и низкого. Поиску "срединного пути" посвящена вся великая философия буддизма, так близкого и самому Гессе. Кнехт стал слишком "касталийским" , т.е. слишком прониеся духом Касталии, оторвавшись при этом от всего мирского, чтобы вот так сразу прыгать в холодное горное озеро вслед за своим учеником, представлявшим собой мирскую сторону жизни, со всеми ее спонтанными импульсами и порывами.

12. alex_v - 21 Февраля, 2007 - 13:41:33
Демиан интересная у Вас точка зрения (http://www.hesse.ru/forum/topic.php?forum=1&topic=1&v=l#1172064201)
Мне кажется, имеет смысл немного акцентировать вопрос о восприятии и интерпретации художественных произведений. Можно вынести это отдельной темой. Вкратце, я не склонен видеть в каком-либо произведении некую истину, заложенную в нее автором, которую нам надо открыть, или уметь ее прочитать; или что существует ограниченный диапазон интерпретаций. Все дело в творческом восприятии, а каждое произведение содержит в себе столько возможных смыслов, которые мы можем в нем найти, что хватит на другую книгу, гораздо большую опо объему. Сам Гессе писал об этом примерно в том же духе; он считал, что каждое произведение превосходит любые замыслы автора, вырастает из них и живет своей собственной жизнью.

На мой взгляд, схожесть Кнехта и Иисуса, и их судеб - скорее внешняя. Прежде всего, Христос сознательно приносил себя в жертву, он видел в ней некий смысл, и у него, в общем-то, был выбор. С Кнехтом другая ситуация. Кнехт не думал о спасении всего человечества, он не считал себя мессией или богочеловеком, у него не было Отца (там наверху), он как раз отказался от высокого и почетного поста Магистра игры и хотел быть простым учителем, наставником одного единственного ребенка...
Цитата:
Теперь посмотрим на Кнехта: он идеал духовности, он воплощение духовного мира, он представитель Касталии и у него только одна слабость - любовь к Плинио.

Мне кажется, Кнехт как раз не сумел искусственно подстроить себя под "идеал духовности", т.к. хорошо почувствовал его однобокость и искусственность, он сумел сохранить верность самому себе, т.е. и другим сторонам своей души.
Плинио для Кнехта символизирует ту часть человеческой души и мира, которую высокомерно отвергают в Касталии. Испытывая любовь к Плинио, Кнехт одновременно восстанавливает внутреннюю целостность, он вспоминает и начинает любить те стороны своей души, которые не нужны касталийцам. Плинио - это внутренний Другой Кнехта.
В отношении Касталии - я все-таки вижу иронию в ее адрес у самого Гессе. Касталия - это крайность, односторонность, полюс, оторванный от другого полюса, а поэтому - нежиснеспособный.
Цитата:
только через смерть Кнехта смог Тито осазнать как он любит Кнехта, только тогда смог он почувствовать свою вину и только тогда он прочувствовал всей силой, что он станет другим - каким? - он будет ни Плинио, ни Кнехт, он сможет то, что не смогли сделать ни один из них - он сумеет воссоединить эти два полюса, два мира и в нём будет олицетворятся Единство мира

Я не думаю, что возможно такое объединение. Мне нравятся слова Юнга: "человек - это лишь мостик между Миром Горним и Миром Дольним". Человечество должно продвигаться по пути снижения деструктивного потенциала конфликтного противостояния противоположностей, но без противоположностей возможна ли жизнь?
А как повлияют все эти события на Тито - тоже вопрос. Но мне кажется, ему нужен был живой Кнехт.
И еще, если Вас это заинтересует, произведения Гессе весьма живо обсуждались (с моим участием) здесь http://www.jungland.ru/forum/tvorchestvo_gesse_proshlye_materialy_sayta
Это юнгианский сайт. Если что-то будет интересно - спрашивайте.

(Отредактировано автором: 21 Февраля, 2007 - 14:30:46)

13. Demian - 21 Февраля, 2007 - 17:27:36
Цитата:
Сам Гессе писал об этом примерно в том же духе; он считал, что каждое произведение превосходит любые замыслы автора, вырастает из них и живет своей собственной жизнью.

Конечно, я с вами согласна, я именно это и подметила, что всё написанное мной это моя восприятия книги.
Цитата:
На мой взгляд, схожесть Кнехта и Иисуса, и их судеб - скорее внешняя.

Может быть. Я никоим образом не утверждала и не утверждаю, что Игра в Бисер какая-то аналогия Библии, конечно нет и если мне показалось какое-то сходство, то не обьязательно, чтобы все факты повторялись аналогично.
Цитата:
В отношении Касталии - я все-таки вижу иронию в ее адрес у самого Гессе. Касталия - это крайность, односторонность, полюс, оторванный от другого полюса, а поэтому - нежиснеспособный.

Конечно, я бы даже сказала нежизнепригодный, но только имеено в том виде, в котором Гессе его нам представляет - оторванный от человеческого мира. И именно поэтому нужно, чтобы Кнехт его покинул, чтобы его мир - Касталия - стал ближе, стал более пригодным.
Цитата:
Но мне кажется, ему нужен был живой Кнехт.

Только в этом не могу согласится, живой Кнехт дал ему многое прежде чем умереть, его смерть в тот момент на мой взгляд был нужнее его жизни.

Спасиба большое за саит, я обьязательно просматрю его как только подвернётся свободное время и подходящее настроение.



Copyright 2004-2023
©
www.hesse.ru   All Rights Reserved.
Главная | "Биография души" | Произведения  | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив