Степной Волк В.Х. Цитата:Не думаю, что он что-то нашел... Разве-что некоторые крупицы Истины... |
Что ж, у каждого свое восприятие Г.Г., да творчества Гессе в целом. Сколько людей – столько и восприятий… Я все же хочу сделать акцент на точке зрения, согласно которой Гессе гениально описал картину устройства человеческой психики (подчеркну, не только психики Г.Г., но человеческой психике как таковой), которая постепенно открывалась Гарри, что достигло своей кульминации в магическом театре. Гений Гессе здесь проявился в двух плоскостях – в литературном плане и как очень глубокого психолога. Во внутреннем мире Гарри проявляются универсальные проблемы и конфликты, свойственные почти для каждого человека, только большинство не хочет их осознавать и они просто вытесняются в бессознательное. Гарри же их осознает все больше и больше и пытается прийти в внутренней гармонии. Я бы тоже не стал говорить, он нашел Истину, но если в данном случае под Истиной подразумевать абсолютно полное и точное понимание своей собственной души, то этого вообще достичь. И картина психики человека, столько глубоко и блестяще выписанная Гессе тоже естественно не полна и не являет собой окончательную Истину, но такой окончательной картины не может создать никто – ни один писатель, ни один психоаналитик или психолог. Кстати сказать, книга «Степной Волк» любима среди психоаналитиков и нередко приводится в качестве примера в психоаналитической литературе и, причем, не как иллюстрация «клинического случая» Гарри, а как пример яркого описания всеобщих психологических проблем – конфликта между природным и культурным началом в человеке, между сознанием и бессознательным, преодоление неверных представлений о себе, проблемы творческой личности в дегуманизированном обществе и пр. Проблемы, поднимаемы Гессе в «Степном волке» касаются не только Гарри, они всеобщи и даже глобальны. Они описываются также у ряда психоаналитиков, экзистенциалистов и особенно близко здесь учение Юнга. С известной доле осторожности можно сказать, что в «Степном волке» воплощается понимание человеческой психики очень схожее с юнгианским.
wanderer_wolf Цитата:Не стоит забывать, что Гарри Галлер был волком, зверем, который уже в принципе, по своему определению, не может жить среди людей... Конечно, у него были некоторые болезненные тонкости отношения к людской жизни (вспомнить его отношение к мещанству), но он ее довольно четко отвергал. Разлад Галлера и реальности его окружения заключался в нем самом, в том что он боялся себя, жил не владах со своей раздвоенной волчьей сущностью. Представьте себе поведения волка, попавшего в густонаселенный квартал: рыскающий в непонятных поисках малейшего укрытия, шугающийся громких людских голосов... Разлад между его личным мировозрением и окружающей средой не существует, поскольку как уже было сказано, ни о какой гармонии и определенных идеалах в нем самом и речи быть не может...
|
Не могу согласиться. Fisher уже привел цитату из трактата. Гарри был человеком, как и каждый из нас. И как в каждом из нас в нем сосуществуют два начала, две природы – человеческое (культурное) и природное (звериное, волчье). Между ними существует конфликт, разрешить который – задача каждого. Человек вышел из природы, выделился из нее – и культурный слой, слой разума и сознания весьма тонок, это лишь небольшая надстройка над природным и бессознательным. Люди же в большинстве своем начинают идентифицировать себя только с разумом, что и приводит к тяжелому внутреннему расколу…
Fisher Цитата:alex_v, а вашему суждению не хватает именно "волчьей" составляющей, отрицающей не только общественные вкусы, но и общество как таковое.
|
Я все-такие думаю что волчья сторона Гарри отвергает не общество как таковое, а именно то общество, которое мы имеем - построенное на дегуманизированных, даже античеловеческих принципах и ценностях. Хотя, если копнуть еще глубже, то на самом деле вся эта природная, бессознательная сфера человеческой психики чрезвычайно сложна и темна и, возможно, где-то в глубине ее животной, звериной стороны и кроется действительно противодействие обществу, социуму как таковому. Однако это не снимает другой проблемы - почему человек строит себе столь больное общество, полное приспособление к которому обходится так катастрофически дорого...
(Отредактировано автором: 06 Мая, 2005 - 10:29:37) |