Два отрывка из этой книги следовало бы заучивать наизусть. Прежде всего, конечно,
вступление, а потом - послание магистра Кнехта Администрации провинции Касталия.
Все прочее в романе, может быть, лишь пояснение к этим двум текстам. Точно так
же, как почти вся жизнь и литературные занятия Германа Гессе могут показаться
лишь ступенями, по которым он поднимался к потрясающему финалу своей писательской
деятельности - созданию "Игры в бисер". Он и сам сформулировал принцип
истинной жизни, вложив его в стихотворные строчки своего любимого персонажа:
|
Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька заступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься!
|
|
Собрание сочинений Гессе не так велико, если сравнивать его
с многотомными корпусами текстов писателей теперь уже без малого - позапрошлого
века. Но ему удалось уместить на этих страницах незаурядный опыт человека, жившего
на рубеже тысячелетий. Духовный опыт. Я настаиваю на данном эпитете, как бы
он ни был затаскан в последние годы.
Хотя Гессе родился в 19-м веке (1877 год), он ощущал себя жителем
переходного периода. "Игра в бисер" подводит итоги минувшему и заглядывает
в далекое будущее. Перед нами, пожалуй, уникальнейший случай, когда Нобелевская
премия (1946 год) вручена за фантастический роман. Даже взглянув мельком, мы
сразу жевидим в книге признаки известного жанра. Писатель представляет свой
текст как найденное много веков спустя описание жизни человека, родившегося
в третьем тысячелетии, причем не в его начале. И расхожий прием оказывается
вполне приемлем для "высокой" литературы.
Игра в бисер, которой увлекаются персонажи Гессе, - "игра
со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры". Я бы осмелился
предположить, что это символ, аллегория именно литературы. Ведь писатель-художник
на самом деле играет с интеллектуальными ценностями, зачастую зная о них лишь
понаслышке. И, тем не менее, ему каким-то чудом удается сотворить из этих фантомов
нечто, достойное внимания.
Но в изображении Гессе Игра стеклянных бус не развлечение, а, зачастую, священнодействие.
Она появилась как реакция возмущенных интеллектуалов на безумства "фельетонной"
эпохи - периода буйства газетных статей и публичных докладов. Это время в хронологии
Гессе соотносится с ХХ-м столетием. Оглянитесь вокруг и убедитесь, что писатель
совершенно прав. Великолепное вступление - введение в роман - как раз и посвящено
описанию-перечислению признаков столь ненавистной автору пародии на интеллектуальный
труд. И вот, озлившись, но не отчаявшись, группа энтузиастов создает некую провинцию
внутри одной, отдельно взятой страны, где будут обучаться и работать истинные
подвижники просвещения.
Все это преамбула. Собственно же роман - описание жизни некоего Йозефа Кнехта.
Мальчика за выдающиеся способности приглашают учиться в элитарных школах провинции.
Он вступает в Орден инттеллектуалов, добивается высочайших постов, а потом все
бросает и возвращается в мир. В своем письме он объясняет причины: "А инстинкт,
а нюх говорит мне, что где-то внизу горит, что все наше здание под угрозой..."
Кнехт пытается показать Администрации, что их жизнь зависит не только от "своей
нравственности и своего разума, но в большой степени и от состояния души и воли
народа". Все тщетно. Ему не верят.
Гессе опубликовал свою главную книгу в 43-м году. В то времяученые, инженеры,
литераторы, несмотря на мировую войну (или же - благодаря ей), считались элитой
общества. Но писатель уже тогда предполагал, что верховенство интеллекта - не
вечно. Его не поняли, к нему не прислушались. Сейчас мы расплачиваемся еще и
за это.
Владимир Соболь, Июль '2000