В истории мировой литературы традиционно выделяются две основные линии – первая, 
  основанная на гуманистических традициях и содействующая духовному росту человека, 
  и вторая – отрицающая воспитательную роль искусства и пропагандирующая воинственный 
  индивидуализм. Выбор одного из этих направлений напрямую связан со свободой 
  творчества, свободой выражения писателем своих мыслей и настроений. Насколько 
  далеко в своей свободе самовыражения может доходить художник слова, в первую 
  очередь будет зависеть от степени развитости его чувства ответственности перед 
  собой, перед своим читателем.
     
  Нам знакомо немало примеров литературного творчества, отмеченного высоким чувством 
  ответственности за воспитание высоко моральной и всесторонне развитой личности. 
  Это и образцы античной и мировой классической литературы, произведения Пушкина 
  и Лермонтова, Толстого и Шевченко. Все эти произведения объединяет одно – их 
  общечеловеческая значимость, их непреходящая ценность.
     
  В чем же, прежде всего, может проявляться ответственность художника? На наш 
  взгляд, - в выборе отображаемого материала, подчеркивании и оценке особенностей 
  характера героев, оптимистической или пессимистической направленности и, конечно 
  же, в выборе языковых средств.
     
  Выбор темы и идеи произведения может носить как общий, так и личностный характер. 
  Одну и ту же тему, одну и ту же идею можно подать по-разному – в зависимости 
  от мировоззренческих установок автора, от его творческой одаренности. Авторы, 
  отдаленные друг от друга и временем, и расстоянием, пишут об одном и том же, 
  но раскрывают разные грани волнующей их проблемы, с разной мерой ответственности 
  подходят к решаемому вопросу. В зависимости от этого, на первый план выходят 
  те или иные герои, подчеркивается то или иное качество характера.
     
  В рамках доклада нет возможности подробно останавливаться на характеристике 
  каждого из этих факторов и, тем более, делать выводы - о чем и как должны писать 
  писатели , чтобы их чувство ответственности было проявлено в полной мере. Мы 
  хотели бы дать оценку творчества одного определенного писателя, для которого 
  проблема ответственности переросла из экзистенциалистской в общечеловеческую. 
  Речь идет о Германе Гессе, авторе «Степного волка» и «Игры в бисер», писателе, 
  который считал каждого человека ответственным за то, что происходит в мире. 
  Сам он являлся непримиримым борцом за мир, за сохранение культурных ценностей 
  и человеческого в человеке. 
     
  Герману Гессе не были чужды и христианские ценности – библия являлась для него 
  одной из самых мудрых книг, помогающей отыскать смысл жизни. Поиск смысла жизни 
  является одним из ведущих мотивов в творчестве писателя. Свой путь в жизни ищут 
  герои его произведений – бродяга Кнульп, творец и любитель прекрасного Гольдмунд, 
  мыслитель Сиддхартха и многие другие.
     
  Любое произведение Гессе проникнуто напряженным ожиданием открытия – открытия 
  мира или открытия самого себя. Отсюда мотив странничества, мотив одиночества 
  и отверженности. Романтик Гессе не идеализирует средневековье, он создает свои 
  собственные миры, в которых он сам и его герои находят убежище и призрачный 
  покой. Это может быть монастырь или заброшенная хижина отшельника, замкнутая 
  педагогическая провинция в «Игре в бисер» или магический театр в «Степном волке». 
  Гессе уводит нас в выдуманные миры, но его герои поражают своей жизненной силой, 
  своей жаждой деятельности на пути познания истины. Они жизнелюбивы, но готовы 
  пожертвовать собой во имя идеи – умирающий Кнульп заканчивает свой путь одиноким 
  странником, магистр Кнехт своей смертью оставляет глубокий след в сердце своего 
  ученика, Гольдмунд – в сердце своего друга Нарцисса. В их смертях нет ничего 
  бессмысленного, случайного. Все предопределено и конец их закономерен. 
     
  Гессе много пишет о смерти – и в стихах и в прозе дают себя знать его суицидальные 
  наклонности. Смерть предстает перед нами то в образе друга, то в образе вечной 
  матери, с которой все начинается и которой все кончается. Смерть приносит избавление 
  от страданий, но, в то же время, разлучает нас с близкими и друзьями. Смерть 
  закономерна, но преждевременный и добровольный уход из жизни кажется Гессе трусливым 
  и безответственным поступком. Поэтому он выступает против войны, несущей смерть 
  миллионам людей и разрушающей культуру. Романтик в душе и хранитель культуры 
  по призванию, Гессе не мог смириться с тем, что несет любая война человечеству. 
  Он пишет письма, эссе, стихи и, наконец, роман «Демиан», произведение, всем 
  своим естеством направленное против войны и призывающее к миру.
     
  Чувствуя себя ответственным за сохранность культурных и общечеловеческих ценностей, 
  за воспитание гармоничной и высокоразвитой личности, Гессе тем в большей степени 
  испытывал озабоченность и даже некоторую растерянность, когда некоторые из его 
  произведений толковались превратно и вызывали непредсказуемые реакции. Именно 
  это и произошло с романом «Степной волк», являющимся свидетельством глубокого 
  проникновения писателем в сложный духовный мир человека, пристального внимания 
  к личности, к душевным переживаниям. Как никогда остро в этом романе Гессе выражает 
  свое субъективное, эмоционально-личностное отношение к окружающему миру. Сам 
  же роман можно считать примером преломления в творчестве писателя ряда литературных 
  направлений, как глубоко реалистических, в какой-то мере близких натурализму 
  по степени отображения животного начала в человеке, так и романтических – навеянных 
  стремлением к высоким идеалам, к бессмертию души. Бунтующая молодежь 60-х годов 
  увидела в этом произведении призыв к свободе, в том числе и сексуальной и это 
  глубоко обеспокоило писателя, не ожидавшего подобной трактовки своего произведения.
     
  В предисловии к последующим изданиям «Степного волка» Гессе пытался объяснить 
  феномен такого восприятия романа. Он писал, что эта книга, «написанная о пятидесятилетнем 
  человеке и о проблемах именно этого возраста», часто попадает в руки совершенно 
  юных людей, на которых она, хотя и производит определенное впечатление, но понимается 
  ими едва лишь наполовину» [6, с.6].
     
  По словам Гессе, такие читатели находят в его книге много общего с собой, со 
  своими проблемами и нуждами. Они, следя за перипетиями основного героя – Гарри 
  Галлера, к сожалению, не видят «второго, высшего и непреходящего мира, не видят 
  того, что основная цель книги заключается в том, чтобы поведать об искусстве 
  и высоте человеческого духа, о его бессмертии». Поэтому, как считает Гессе, 
  «хотя в книге и говорится о страданиях и нуждах, она ни в коем случае не является 
  книгой Отчаявшегося. Это книга Верующего» [6, с.6].
     
  Гессе хотел, чтобы его читатели поняли, что история степного волка хотя и повествует 
  о болезни и кризисе, все же не ведет к смерти и падению, а, наоборот, к исцелению. 
  На этом примере мы видим, что и после издания романа Гессе волнует правильность 
  его восприятия читателями, хотя он и не стремится им объяснить, как надо читать 
  его произведения.
     
  Поднимая в своих произведениях проблему ответственности за сохранение мира и 
  культуры, Гессе не мог не остановиться на проблеме ответственности художника