Культуру в самом широком смысле слова можно рассматривать как
совокупность общезначимых духовных и материальных ценностей. О
состоянии культуры в обществе судят по тому, какие из этих
ценностей превалируют, что выходит на первый план - духовное или
материальное. Стремление к удовлетворению лишь физических
потребностей, тяга к удобствам и комфорту обусловливают
преобладание материального фактора, и культура становится лишь
средством достижения этих благ.
Духовные ценности, в отличие от материальных, нуждаются в
постоянном культивировании, постоянном внимании и заботе со
стороны государства и образованной части
общества.
Культура, как духовный символ, базируется на образовании и
воспитании. Но без единой, нравственной, идеи, она будет всего
лишь сводом правил и знаний, лишится своей целостности, смысла
своего существования.
Во времена раннего христианства была сформирована религиозно-
нравственная идея, имеющая в своей основе десять основных
заповедей - "Не убий!", "Не укради!" и т.д. Учение Маркса и
Энгельса помогло сформулировать моральный кодекс строителя
коммунизма, истоки которого опять же можно найти в нравственных
ориентирах христианства.
На сегодняшний день в Украине еще сохраняется атмосфера
неопределенности основной нравственной идеи. С одной стороны,
увеличивается рост верующих и следующих заповедям Христа, с другой
стороны, остается большим число приверженцев коммунистических
идеалов. Но особое опасение вызывает деградация морали и
нравственности среди подрастающего поколения, воспитывающегося в
духе накопления капитала любой ценой. Этому способствуют льющиеся
с экрана телевизоров потоки насилия и глумления над человеческим
телом, извращающие самые прекрасные и возвышенные
чувства.
На фоне такого разделения все большее значение приобретает
необходимость формирования нравственного облика человека ХХ1 века.
И немаловажную роль в этом деле должно сыграть образование - те
его институты, которые отвечают за подрастающее поколение - школа,
средние и высшие учебные заведения. Целью этих институтов должны
быть не только культивация и передача знаний от поколения к
поколению, но и выполнение определенной воспитательной задачи,
выработка определенных нравственных, моральных
принципов.
Одни лишь благоприобретенные знания по каким-либо научным
dhqvhokhm`l или усвоенные правила поведения в обществе могут
сделать человека образованным и воспитанным, но не обязательно
нравственным. Во все века этому, помимо христианского учения,
способствовало искусство. Тонкое восприятие прекрасного помогало
человеку ощутить ту грань, которая отделяла нравственный поступок
от безнравственного. Помогало ощутить притягательность доброты и
ужас зла.
Большую роль в воспитании человека играла литература. Прежде
всего, в этом отношении можно отметить немецкую литературу,
начиная с движения "Бури и натиска" и кончая романами воспитания.
Великие немецкие писатели - Гете, Томас Манн и другие, выносили на
страницы своих произведений проблемы сохранения культуры,
воспитания нового человека, свободного от филистерства и ханжеской
морали. Эти же вопросы волновали и Германа Гессе, автора
"Степного волка" и "Игры в
бисер".
Герман Гессе считал, что не может быть образования без книг,
сокровищниц знаний и поучений. В своем эссе "Библиотека всемирной
литературы" Гессе дает характеристику истинного образования,
считая, что оно "не подчинено утилитарной цели" и что его высший
смысл - "стремление к совершенству" [1, с.148]. Гессе считал, что
"стремление к образованию, то есть совершенствованию ума и души,
это не утомительный путь к тем или иным ограниченным целям, это
расширение нашего кругозора, обогащение нашей способности жить и
радоваться жизни". По его словам, образование "помогает нам
осмыслить нашу жизнь, разгадать прошлое и смело смотреть в
будущее" [1, с.148].
Одним из важнейших путей, ведущим к такому образованию, Гессе
считал изучение всемирной литературы. Он понимал, что за тот
короткий срок, который отпущен каждому, невозможно ознакомиться не
то что с литературой всего человечества, но даже и с литературой
одного какого-либо народа. В своем эссе он постарался дать
примерный перечень произведений, которые должны входить в
библиотеку мало-мальски образованного человека. При этом Гессе
полагал, что "важно не то, что мы прочитаем, и сколько будем
знать". Важно "по собственному вкусу отобрать для себя великие
творения, всей душой наслаждаться ими в часы досуга, чтобы
почувствовать широту и полноту человеческих раздумий и порывов,
чтобы духовно соприкоснуться с жизнью и биением сердца
человечества" [1, с.149]. В этом, по мнению писателя, и состоит
смысл всего нашего сосуществования, нашей духовной жизни, потому
что чтение должно не уводить нас от несовершенства жизни, а
помогать бороться за высокие и благородные идеалы [1,
с.149].
Гессе считал, что книга заслуживает в каждом доме самого почетного
места, потому что "дом без книг беден, даже если его стены покрыты
дорогими обоями и картинами, а пол устлан красивыми коврами" [2,
с.30]. По его мнению, только тот, кто "сам знает книги, имеет их и
любит, в состоянии оказать умную и действенную помощь своим
подрастающим детям". Только такой человек "сможет руководить их
чтением, предостеречь как от бульварщины, так и от преждевременной
привередливости по отношению к лучшему и сопережить с юным душами
постепенное открытие и саморазворачивание царства духа и красоты"
[2, с. 30].
Гессе не только подчеркивает важность чтения книг, но и
рекомендует, как это делать. Важно не то, сколько книг ты