"Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми
людьми."
(Римлянам, 12, 18)
Эти строки из библии можно дополнить следующими: "Будьте в мире с
самими собой." И именно искание мира в себе отличает творчество
немецкоязычного поэта и писателя Германа Гессе. Противник войны,
противник насилия, вечно ищущий путь к себе самому, поднимающий
проблемы бытия и духа, Гессе ранимый и утверждающийся, стремящийся
отстоять свое право быть поэтом, Гессе противоречивый, пытающийся
соединить несоединимое - Восток с Западом, веру с неверием, Гессе,
бунтующий против христианских догматов и Гессе, христианин до
мозга костей.
Всем своим творчеством Гессе отстаивал свое право быть самим собой
и право становиться другим. Но как бы ни был противоречив он в
своих поступках, своих творениях, неизменным в нем оставалось
одно: стремление сохранить в этом меняющемся и деградирующем
духовно мире остатки духовности, стремление развить эти ростки и
сделать их достоянием всего
человечества.
Герман Гессе родился 2 июля 1887 году в небольшом швабском
городке, как бы сошедшем со страниц старинных немецких сказок и
баллад. Романтичность и своеобразие этого места не могло не
отразиться на детском восприятии маленького Германа, рано
осознавшего свое предназначение в этом мире. Он хотел стать и стал
поэтом.
Родные Гессе были глубоко верующими людьми, занимались
миссионерской работой. Это были очень образованные люди, особенно
дед со стороны матери, миссионер, долго проживший в Индии и бывший
известным ученым-востоковедом.
Родители хотели, чтобы сын стал продолжателем семейной традиции,
но Гессе избрал свой путь. И все же, несмотря на периодические
бунты против религиозного мировоззрения, во всем его творчестве
прослеживается стремление утвердить идеалы и ценности,
провозглашаемые в глубоко почитаемой им Книге
книг.
По словам немецкого литературоведа Э.Хильшера, "решающей чертой
своего бытия и творчества Гессе считал "религиозный стимул".Он
исповедывал гуманистическую религию, которая утверждает веру в
силу доброты, поэтически воплощает благоговение перед человеческой
сутью." [6, c.87] Хильшер приводит следующее высказывание Гессе:
"Всякая истинная поэзия есть утверждение, она возникает из любви,
имеет основой и источником благодарность по отношению к жизни, она
есть хвала Богу и его творению." [6,
c.87]
Как отмечает еще один литературовед, В.Д Седельник, "....Вера
важна для Гессе не в религиозном смысле - всякие церковные догмы и
конфессиональные распри были ему совершенно чужды, - а как
противоположнсть безверия, цинизма, отчаяния, пустоты, как знак
исканий и борений духа. Он верил в человека как в "удивительную
возможность", не угасающую даже в самые бесчеловечные периоды
истории." [5, c.19]
Такими периодами в понимании Гессе были войны, уносившие миллионы
человеческих жизней, ведущие к упадку и бездуховности. Но упадок
культуры, девальвация духовных ценностей случались и в мирное
время и это вызывало у Гессе самую глубокую озабоченность. Как
правильно подметили А.Акиндинова и Л.А.Бердюгина, Гессе глубоко
переживал "бессилие, беспомощность самых высоких и чистых идей,
составляющих душу европейской культуры, их неспособность
существенным образом отразиться в жизни людей, улучшить ее,
одухотворить и облагородить." [1,
c.179]
Получалось, что можно "обладать культурой и в то же время
пребывать вне ее, быть хранителем духовных ценностей и все же
бессознательно способствовать их девальвации." [1, c.180]. Как
далее отмечают Акиндинова и Бердюгина, такое состояние духа,
человека, культуры Гессе называет "переходным": " Всю литературу
рубежа веков (в том числе и собственные произведения) писатель
относит к "литературе переходного периода". [1, c.181]. И, может
быть, именно потому, что мы в настоящее время также находимся в
своеобразном переходном периоде, когда снова происходит переоценка
ценностей и идеалов, творчество Гессе вновь пробуждает интерес у
читателей постсоветского пространства. Гессе не дает в своих
произведениях ответов, по его словам, он только "ставит правильные
вопросы", а для получения ответов часто отсылает к единственному и
благодатному источнику, провозглашающему вечные и непреходящие
ценности.
Для Гессе конечной целью культуры является нравственное воспитание
человека, пробуждение в нем этической личности. Недаром самый
известный его роман "Игра в бисер" литературоведы называют
гуманистически-философской поэмой о духовном будущем человечества,
несущем на себе "печать самого высокого,благородного вкуса,
интеллектуальной утонченности и нравственной чистоты". [1,
c.196].
При выражении своих взглядов Гессе не ограничивается только
прозой.Работа духа и мысли получает свое классическое завершение в
стихотворных строках. Гессе писал о своих стихах: "...все они
говорят обо мне самом, отражают мой собственный путь, мои тайные
мечты и желания, мои собственные горькие лишения." [6,
c.105]
Как отмечает Д.Затонский, "поэзия и литература как бы сливаются у
него, друг друга дополняют, составляют нечто цельное." [5, c.238].
Так, например, незадолго до выхода в свет прозаического
произведения "Степной волк " Гессе издает цикл стихов под таким же
названием, который затем входит в расширенный сборник стихов под
общим названием "Кризис". Основной темой этих произведений Гессе
может считаться как кризис личности, так и кризис общественный.
Но, как пишет сам автор в предисловии к роману, что "хотя эта
книга и повествует о страданиях и муках, она ни в коем случае не
является книгой отчаявшегося, это книга верующего." [7,
c.6]
Герман Гессе известен не только как поэт и прозаик, но также и как