Закладки
  Добавить закладку :

|
|

Главная | "Биография души" | Произведения | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив

Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г

МЮНСТЕР Елена Георгиевна

Произведения Скачать статью
Лирика в прозе
Версия для печати Размер шрифта:

См. также:
"Свобода творчества"
"Музыка и живопись в творчестве Гессе"
"Гессе и романтизм"
"Вопросы поэзии в интерпрет. Г.Гессе"
"Культура и образование в понимании Г.Гессе"
"Гессе и психоанализ"
"Лирика в прозе"
"Влияние мировоззренческих установок"
"Влияние христианского учения"
"Гессе и музыка"
"Герман Гессе и Гете"
------------
Стихи Гессе в переводе Е.Мюнстер
Статьи других авторов

Анализируются лирические вставки в прозаических произведениях Германа Гессе.

      Если брать творчество Германа Гессе в целом, то современному читателю он более известен как прозаик, публицист и критик. Издаются и переиздаются в основном прозаические произведения, и с лирикой Гессе мы знакомимся прежде всего благодаря лирическим вставкам в прозаические тексты, которые сами по себе являются поэзией в прозе. Стихотворные строки, разряжая повествовательную канву, делают произведение более прозрачным, романтичным. Как отмечает Тамара Сильман, лирические вставки бывают двух видов - стихи идут или от имени автора или же являются выражением мыслей героя повествования [5, с.190). Лирическая вставка, по мнению Сильман, "...означает паузу, остановку в развитии сюжета, кратковременный отдых от движения вперед. Она есть момент оглядки, обобщения, формулировки какого-то решения, внезапного понимания героем каких-то своих взаимоотношений с другими людьми..." [5, с.191]. Сильман отмечает, что лирическая вставка внутри прозаического произведения играет "ту же роль, что и лирическое стихотворение в биографии его сочинителя в реальной жизни: момент наивысшего подъема, напряжения душевных сил, особой концентрации, результатом которой является формулировка некоего, притом эмоциально пережитого, итога, жизненного решения" [5, c.191].
      Для произведений Германа Гессе характерны именно такие вставки. Герои произведений выражают свои мысли и чувства в стихах с помощью Германа Гессе. Здесь правомерно задать вопрос о первопричине этих мыслей. Зародились ли они при создании стихотворений, или же мысли, высказанные в прозе, затем выкристаллизовались в поэтических строках. У Гессе мы встречаем лирические вставки, являющиеся неотъемлимой частью прозаического текста: "Степной волк", "Последнее лето Клингзора", "Петер Каменцинд" и другие, лирические вставки, являющиеся приложением к основному тексту - "Игра в бисер", или же предваряющие прозаический текст - стихотворения из цикла "Кризис", отражающие основные идеи романа "Степной волк".
      Собственно лирику Гессе можно было бы подразделить на три вида. Первый - это уже упомянутые вставки. Второй - стихотворения, созвучные прозаическим текстам и собственно лирические произведения, которые, в свою очередь, можно подразделить на философскую лирику, любовную лирику, стихи о природе, стихи, связанные или посвященные искусству - музыке и живописи.
      Конечно же и стихотворения, являющиеся лирической вставкой, также можно обозначить как философские или любовные. Они будут иметь лишь одно отличие, которое необходимо учитывать при анализе этих стихотворений - опосредовнное отношение к автору. С одной стороны, в них выражены непосредственные мысли и ощущения поэта, сдругой стороны, это как бы и не его мысли и переживания, а то, что выстрадал и хотел выразить его герой. Стихи у Гессе пишут мужчины, основные герои его произведений, и, хотя автор и пропускает через их образы свою судьбу, свои личные переживания и раздумья, у каждого героя есть своя, именно им выстраданная судьба. И стихи пишет уже не просто поэт Гессе, а Гессе, вжившийся в образ своего героя, проникшийся его болью и счастьем, которые сам же и пережил.
      Читателю предлагается безоговорочно поверить в авторство cepneb Гессе, а не самого писателя. Его авторство проявляется опосредованно. В глубине души понимаешь, что эти строки писал сам писатель, но за ними все равно видишь или Иозефа Кнехта или Петера Каменцинда. Но именно этого и добивается писатель.
      Чтобы понять и прочувствовать лирику Гессе, необходимо абстрагироваться от его героев и попытаться понять, что же хотел выразить Гессе-поэт, понять, как Гессе-поэт дополняет Гессе- прозаика, уловить ту тоную грань, которая разделяет героя и автора.
      Можно сделать вывод, что стихотворения, являющиеся лирическими вставками, отличаются своей трехплановостью. Содержание первого плана - это то, что хотел сказать этими стихами герой произведения, второго - что хотел сказать ими сам Гессе, и третьего - место соприкосновения двух авторских я - героя и создателя. Писатель как бы творит дважды - создавая своего героя и творя за него.
      Гессе включал в свои прозаические произведения стихотворные строки, отражавшие зачастую основную идею произведения или одну из важнейших сторон характера персонажа. Стихи могли быть написаны раньше прозы, которую теперь они делали прозрачней и лиричней, стихи подчеркивали поэтическую натуру героев.
      Сжатые мысли стихотворений получали свое дальнейшее развитие в романах и повестях. Первыми лирическими вставками в прозу можно считать стихотворения в "Германе Лаушере" [7, с.276]. По сути дела это песни, которые напевает герой:

      "Усталое солнце склоняет голову
      И всматривается в свое отражение в озере;
      Я бреду усталый и запыленый
      В тени аллеи.
      Я бреду усталый и запыленный,
      А за мной, замедляя шаг, останавливается
      Юность, склоняет свою красивую голову,
      И не хочет идти дальше со мной". (Подстрочный перевод Е.Мюнстер).

      В "Петере Каменцинде" приводится только одно стихотворение, которое герой посвящает своей любимой девушке - Лизбет. Поражает одна вещь: героя повести все считают поэтом, отмечают его поэтическую натуру: "Вот я всегда считал и сейчас считаю тебя поэтом, но не из-за твоих фельетонов, а потому что чувствую: в тебе живет нечто прекрасное и глубокое, что рано или поздно прорвется наружу. И это будет настоящая поэзия" [4, с.136]. Он сам и все остальные считают, что он обязательно напишет когда- нибудь нечто выдающееся и замечательное. Все говорят об этом, но герой создает всего лишь несколько поэтических строф, в которые вылилась его любовь. Мы не знаем, писал ли он другие стихи, просто чувствуем, что это его единственное творение, его детище. Неважно, насколько оно совершенно, неважно, что будет дальше. Есть только любовь, которая благодаря этим стихам останется жить вечно:

      "Подобно белой тучке, что не достать с земли,
      И ты мне светишь нежно, Элизабет, вдали." [4, с.113)

     

1


1 | 2 | 3
реклама

Copyright 2004-2023
©
www.hesse.ru   All Rights Reserved.
Главная | "Биография души" | Произведения  | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив