Исследуются тенденции немецкого романтизма в творчестве Германа
Гессе.
Немецкоязычный поэт и писатель Герман Гессе начал свой творческий путь в конце 19-го века. В 1899 году вышел в свет его первый
поэтический сборник "Романтические песни", в котором он заявил о себе как поэт и последователь романтизма. В дальнейшем выходят и
другие поэтические и прозаические произведения, которые также, в большей или меньшей степени, можно отнести к романтическим. Для
более верного определения характера этих произведений необходимо было иметь точные критерии романтичности, а для этого, в первую
очередь, определить основные черты романтизма вообще и немецкого - в частности. Необходимо было также выяснить, кто из немецких
романтиков оказал на Гессе особенное влияние, и в чем это влияние проявлялось. Определенный интерес представляла и точка зрения
самого Гессе на романтизм и неоромантизм, на его представителей. На заключительном этапе исследования предполагалось установить,
кем же являлся Гессе на самом деле - романтиком или реалистом, и является ли дань романтическим традициям достоинством или
недостатком.
Теме немецкого романтизма посвящено много исследований и научных
работ. Наиболее известными из них по праву являются работы
Н.Я.Берковского "Романтизм в Германии" и Жирмунского В.М.
"Немецкий романтизм и современная мистика". Большое внимание
немецкому романтизму уделено и в Истории зарубежной литературы
Х1Х в. под редакцией Я.Н.Засурского и С.В.Тураева.
В результате анализа этих материалов были выявлены следующие
характерные особенности романтизма, нашедшие свое отражение в
творчестве Германа Гессе : одушевление природы благодаря
употреблению метафор, олицетворения; воспевание темы
странничества, вызванного страстью к движению, к переменам, уход
в природу. Это и необычайная музыкальность лирических
произведений, связь с народной песней и наличие присущих ей
задушевности и простоты; большое внимание к личности, ее
универсальности; выдвижение на первый план личности художника -
поэта, музыканта, живописца. Как и другие романтики до него Гессе
развивает тему Востока, пишет о любви и о юношеских страданиях.
Как Гете и Новалис активно использует тему единства жизни и смерти
как целостного процесса, пишет философскую лирику, отражающую
проблемы бытия.
В творчестве Гессе отразились и такие недостатки романтизма, как
некоторый субъективизм в описании чувств и событий, идеализация
старины, в основном средневековья, а в некоторых случаях и
пассивная позиция - отрыв от реальной жизни, уход в нереальный,
фантастический мир.
Романтизм как литературное течение не возник в Германии на пустом
месте. Как отмечает В.М.Жирмунский, он "явился непосредственным
продолжением и развитием идей эпохи "бури и натиска" [3, с. 21]. В
свою очередь тенденции романтизма оказали определенное влияние на
поэтов и писателей более позднего периода, вызвали к жизни
неоромантиков и экспрессионистов. Особенностью творчества Германа
Гессе, как и других художников конца 19-го, начала и середины 20-
го века, является то, что он испытывал влияние сразу нескольких
литературных направлений - позднего просвещения, романтизма и
первых элементов зарождающегося реализма.
Вопрос о влиянии романтических тенденций на творчество Германа
Гессе вызывал и продолжает вызывать глубокий интерес, как у
отечественных, так и зарубежных исследователей творчества
писателя. Можно назвать следующие работы: книгу Курта Вайбеля
"Герман Гессе и немецкая романтика" (1954), статью Корнелии
Буркхардт "Отношение Германа Гессе к классицизму и романтизму"
(1984.) статью Т. Е. Некрасовой "Творчество Германа Гессе и
традиции романтизма" (1987).
В своей работе Курт Вайбель характеризует творчество Германа Гессе
как романтическое. При этом он отмечает ряд таких особенностей,
которые позволяют говорить о том, что Гессе не просто следовал
романтическим традициям, но так их прочувствовал и преобразовал,
что смог сделать их близкими и понятными не только своим
современникам, но и последующим поколениям. Осуществляя связь
времен, Гессе пропагандировал взгляды и идеи одного из виднейших
представителей раннего немецкого романтизма - Новалиса. По мнению
Курта Вайбеля, лишь в редчайших случаях Гессе подражал Новалису
осознанно и намеренно - в случае с голубым цветком в сказке "Ирис"
или выражая идеи Новалиса в "Степном волке" и в "Игре в бисер". В
основном же это подражание было неосознанным стремлением
приблизиться к почитаемому им образцу [9, с.12]. Таким же
образцом, считает Вайбель, был для Гессе и
Э.Т.Гофман.
Особое влияние на творчество Гессе оказал Жан Поль. Как пишет
Вайбель, именно Жан Поль с его всеобщей любовью определил
человеческую позицию Гессе [9, с.12]. Влияние Жан Поля проявилось
уже в одном из ранних прозаических произведений писателя - "Петере
Каменцинде", а затем сказалось в изображении саксафониста Пабло из
"Степного волка", Нарцисса и Гольдмунда, служителя Лео из
"Паломничества в страну Востока" и, наконец, Иозефа Кнехта из
"Игры в бисер". Вайбель затрудняется точно определить, насколько
осознанно следовал Гессе и этому романтическому образцу, во
всяком случае, благодаря влиянию Жан Поля герои Гессе находили
выход из душевного отчаяния, а созданные Жан Полем образы являлись
примером и свидетельством "внутренней божественности человека"
[9, с.12-13].
Вайбель подчеркивает, что поэты-романтики были для Гессе друзьями,
их образы он воссоздавал в своих произведениях, именно они явились
главными героями магического театра в "Степном волке", и одной из
заслуг Гессе является то, что в своем творчестве он вывел их за
пределы романтики [9, с.14].
Очень близок был Гессе, по мнению Вайбеля, и Клеменс Брентано, с
его мятущейся душой, жизнью, напоминающей печальное стихотворение
или народную песню. Гессе и Брентано, считает Вайбель, объединяет
и стремление соединить два полюса жизни - духовное и земное. Образ
Брентано незримо присутствует и в герое "Степного волка" и в
"Нарциссе и Гольдмунде". А характерная для Гессе символика "вечной
матери", по всей видимости, берет свое начало и в "Картине
каменной матери" Брентано.
Вайдель не оставляет без внимания и влияние на Гессе Эйхендорфа.
Он считает, что именно Эйхендорфу Гессе обязан своим простым и
ровным стилем, а повесть "Кнульп" - многими сюжетными
линиями.
О сходстве Гессе и Гельдерлина пишет другой немецкий исследователь
Гуннар Деккер. Он отмечает, что им обоим "было близко
мировоззрение романтиков, хотя оба связывали с ним собственные
философские представления: Гельдерлин - идеалы античности, Гессе -
очарование востоком и реакцию на модернизм" [6]. Гельдерлину Гессе
посвятил одно из своих стихотворений, его имя часто встречается на
страницах произведений Гессе.
Говоря об образцах для подражания, учителях в творческой
деятельности, нельзя не упомянуть имя другого швабского романтика
- Э. Мерике. С Гессе их роднило не только швабское происхождение,
но и восприятие действительности. В нем одновременно соседствовало
романтическое представление, предполагающее наличие таинственного
и загадочного начала, и реалистическое, отражающее жизнь такой,
какой она является на самом деле. И если у Новалиса Гессе