Закладки
  Добавить закладку :

|
|

Главная | "Биография души" | Произведения | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив

Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1946 г

МЮНСТЕР Елена Георгиевна

Произведения Скачать статью
Влияние христианского учения
Версия для печати Размер шрифта:

См. также:
"Свобода творчества"
"Музыка и живопись в творчестве Гессе"
"Гессе и романтизм"
"Вопросы поэзии в интерпрет. Г.Гессе"
"Культура и образование в понимании Г.Гессе"
"Гессе и психоанализ"
"Лирика в прозе"
"Влияние мировоззренческих установок"
"Влияние христианского учения"
"Гессе и музыка"
"Герман Гессе и Гете"
------------
Стихи Гессе в переводе Е.Мюнстер
Статьи других авторов

     Герман Гессе родился в семье христианских миссионеров и библия была одной из первых книг, с которыми познакомился будущий поэт и писатель. С 1891 по 1892 год он даже обучался в протестантской семинарии в Маульбронне. Уважение к писанию осталось у Гессе на всю жизнь и к строкам библии он отправлял своих молодых корреспондентов, которые стремились найти смысл жизни. Библейское учение нашло отражение и в творчестве писателя.
      В рамках данного сообщения хотелось бы остановиться лишь на нескольких основных произведениях Гессе, а именно: "Петер Каменцинд" (1903). "Кнульп" (1915), "Курортник" (1925), "Степной волк" (1927), "Нарцисс и Гольдмунд" (1930), "Игра в бисер" (1943). Они будут рассматриваться в хронологическом порядке, что даст возможность проследить, какие вопросы писания волновали Гессе в течение этого периода, ознакомиться с его точкой зрения на эти вопросы.
      "Петер Каменцинд" - повесть, написанная в 1903 году, сделала молодого автора известным в мгновение ока. И сейчас, спустя многие годы, она не утратила своего очарования, свежести и яркости. Как и большинство произведений Гессе она затрагивает проблемы поиска смысла жизни, описывает ее красоту.
      Герой повести - Петер, молодой крестьянский парень с душой и задатками большого поэта. Он глубоко переживал смерть своей матери, но в то же время понимал, что "боль и разочарования и тоска посылаются нам не для того, чтобы сломать наш дух, лишить нас ценности и достоинства, а для того, чтобы преобразить нас и приблизить нашу зрелость" [3, с.96]. И именно зрелость помогла Петеру оценить и понять такого человека, как Боппи, карлика и уродца, не нужного никому, кроме своей матери. Он и у Петера вызвал сначала отвращение и желание избежать всяческого знакомства. Но потом он говорил следующее: "Бог сподобил меня глубоко заглянуть в удивительную, необычайной красоты человеческую душу, над которой болезнь, одиночество, бедность и людская жестокость пронеслась словно легкие, быстрокрылые облака" [3, с.117].
      Петер ближе знакомится с несчастным калекой и с удивлением отмечает: "Все те мелкие пороки, которыми мы портим и отравляем нашу прекрасную короткую жизнь - гнев, нетерпение, подозрительность, ложь, - весь этот зловонный гной, разъедающий и искажающий наш облик, был в этом человеке выпарен, как соль, на медленном огне продолжительного и глубокого страдания. Он не был ни ангелом, ни мудрецом, он был человеком, исполненным житейской мудрости и смирения, человеком, которого великие страдания и лишения научили без стыда принимать свою слабость и предавать себя во власть всевышнего" [3, с.117].
      "Петер Каменцинд - удивительно поэтическая и немного грустная повесть. Повесть о несчастной любви, горьких потерях и, в то же время, о силе человеческого духа, способного стойко переносить жестокие страдания и даже саму смерть. Это повесть о доброте и о чуде каждой человеческой жизни, о том, что любое творение божье достойно любви и сострадания.
      Героем следующей повести, "Кнульп", написанной в период между 1907 и 1913 годами, является бродяга и весельчак Кнульп. Человек без определенной профессии или ремесла, "перекати-поле", не знающее родного очага и семьи. Один из друзей Кнульпа, мастер Ротфус долго размышлял о своем друге и пришел к выводу, что тот "…живет, как требует его натура и как редко кому удается, он простодушен как дитя и покоряет сердца" [4, с.22].
      Кнульп мог бы быть другим человеком, он имел определенные дарования и способности, неплохо учился в школе и имел любящих родителей и сестер. Он сломался, когда потерял смыл жизни, обманутый любимой девушкой, ради которой он натворил столько глупостей и ошибок. В его жизни было много хорошего, но с тех пор он был всегда одинок. Одиноким хотел он остаться и перед лицом смерти. Он был болен, стар, и в глазах окружающих выглядел теперь несчастным неудачником, зря прожившим свою жизнь, хотя мог достичь многого.
      В конце повести рассказывается о последних часах бездомного бродяги. Он бредет из последних сил, под завывание метели, засыпаемый снегом и пронизываемый холодом. В бреду он ведет разговор с Богом, оправдывая свою пустую жизнь, жалуясь на неудачи и невзгоды. Он ищет смысл своей, непонятно как прожитой, жизни и получает ответ от бога: "Ты все еще не догадался, дитя неразумное, в чем был смысл всего? Ты все еще не догадался, мой милый, зачем тебе суждено пройти по жизни легкомысленным бездельником и бродягой? Да затем, чтобы внести в мир хоть толику детского сумасбродства и детского смеха. Затем, чтобы люди тебя повсюду чуточку любили, чуточку поддразнивали и чуточку были тебе благодарны" [4 с.85].
      Но смех и радость Кнульп приносил, когда был молод. Тогда он мог еще изменить свою жизнь и стать "порядочным человеком". Он мог еще все успеть. Но и на это у Бога был свой ответ: "Ты что, и в самом деле не понимаешь, что все было хорошо и не могло быть иначе? … ты Мне был нужен такой, какой ты есть. Во имя Мое ты странствовал и пробуждал в оседлых людях смутную тоску по свободе. Во имя Мое ты делал глупости и бывал осмеян; это Я Сам был осмеян в тебе и в тебе любим. Ты дитя Мое, брат Мой, ты частица Меня Самого, все, что ты испытал и выстрадал, Я испытал вместе с тобой" [4 с.86]. Этими строками Гессе как бы подчеркивает, что все мы - "дети божьи", что во всем "промысел божий", которому нельзя противиться, нельзя и бесполезно.
      Повесть "Курортник" очень автобиографична. Это своего рода дневник, который ведет больной человек, оторванный от привычных условий и вынужденный приспосабливаться к окружающей среде. Как никакое другое произведение Гессе, эта повесть раскрывает нам тонкую и ранимую душу писателя. Он весь как обнаженный нерв, как туго натянутая струна. Он понимает, что его ждут испытания и что ему, "старому нелюдиму, не терпящему и лишь с трудом способному переносить стадную и гостиничную жизнь, конечно, еще предстоит одолеть немало препятствий и не раз себя осаживать" [4, с.96].
      В повести "Курортник" Гессе приоткрывает завесу над своей обыденной жизнью, со всеми ее горестями и радостями. Порой ему бывало настолько скверно, что жизнь переставала иметь всяческую ценность, а душу переполняли ненависть и отвращение, как к самому себе, так и к окружающему миру. Но и в такие моменты он утверждал следующее: "…самая глубокая моя вера, самое священное для меня убеждение заключается в единстве, в божественном единстве вселенной, а все страдания, все зло происходит лишь из-за того, что мы, каждый в отдельности перестали воспринимать себя как неразрывные части целого, что наше "я" преувеличивает свое значение" [4, с.140].
     

1


1 | 2 | 3
реклама

Copyright 2004-2023
©
www.hesse.ru   All Rights Reserved.
Главная | "Биография души" | Произведения  | Статьи | Фотогалерея | Гессе-художник | Интерактив