Герман Гессе родился в семье
христианских миссионеров и библия была одной из первых книг, с
которыми познакомился будущий поэт и писатель. С 1891 по 1892 год
он даже обучался в протестантской семинарии в Маульбронне.
Уважение к писанию осталось у Гессе на всю жизнь и к строкам
библии он отправлял своих молодых корреспондентов, которые
стремились найти смысл жизни. Библейское учение нашло отражение и
в творчестве писателя.
В рамках данного сообщения хотелось бы остановиться лишь на
нескольких основных произведениях Гессе, а именно: "Петер
Каменцинд" (1903). "Кнульп" (1915), "Курортник" (1925), "Степной
волк" (1927), "Нарцисс и Гольдмунд" (1930), "Игра в бисер" (1943).
Они будут рассматриваться в хронологическом порядке, что даст
возможность проследить, какие вопросы писания волновали Гессе в
течение этого периода, ознакомиться с его точкой зрения на эти
вопросы.
"Петер Каменцинд" - повесть, написанная в 1903 году, сделала
молодого автора известным в мгновение ока. И сейчас, спустя многие
годы, она не утратила своего очарования, свежести и яркости. Как и
большинство произведений Гессе она затрагивает проблемы поиска
смысла жизни, описывает ее
красоту.
Герой повести - Петер, молодой крестьянский парень с душой и
задатками большого поэта. Он глубоко переживал смерть своей
матери, но в то же время понимал, что "боль и разочарования и
тоска посылаются нам не для того, чтобы сломать наш дух, лишить
нас ценности и достоинства, а для того, чтобы преобразить нас и
приблизить нашу зрелость" [3, с.96]. И именно зрелость помогла
Петеру оценить и понять такого человека, как Боппи, карлика и
уродца, не нужного никому, кроме своей матери. Он и у Петера
вызвал сначала отвращение и желание избежать всяческого
знакомства. Но потом он говорил следующее: "Бог сподобил меня
глубоко заглянуть в удивительную, необычайной красоты человеческую
душу, над которой болезнь, одиночество, бедность и людская
жестокость пронеслась словно легкие, быстрокрылые облака" [3,
с.117].
Петер ближе знакомится с несчастным калекой и с удивлением
отмечает: "Все те мелкие пороки, которыми мы портим и отравляем
нашу прекрасную короткую жизнь - гнев, нетерпение,
подозрительность, ложь, - весь этот зловонный гной, разъедающий и
искажающий наш облик, был в этом человеке выпарен, как соль, на
медленном огне продолжительного и глубокого страдания. Он не был
ни ангелом, ни мудрецом, он был человеком, исполненным житейской
мудрости и смирения, человеком, которого великие страдания и
лишения научили без стыда принимать свою слабость и предавать себя
во власть всевышнего" [3,
с.117].
"Петер Каменцинд - удивительно поэтическая и немного грустная
повесть. Повесть о несчастной любви, горьких потерях и, в то же
время, о силе человеческого духа, способного стойко переносить
жестокие страдания и даже саму смерть. Это повесть о доброте и о
чуде каждой человеческой жизни, о том, что любое творение божье
достойно любви и сострадания.
Героем следующей повести, "Кнульп", написанной в период между
1907 и 1913 годами, является бродяга и весельчак Кнульп. Человек
без определенной профессии или ремесла, "перекати-поле", не
знающее родного очага и семьи. Один из друзей Кнульпа, мастер
Ротфус долго размышлял о своем друге и пришел к выводу, что тот
"…живет, как требует его натура и как редко кому удается, он
простодушен как дитя и покоряет сердца" [4,
с.22].
Кнульп мог бы быть другим человеком, он имел определенные
дарования и способности, неплохо учился в школе и имел любящих
родителей и сестер. Он сломался, когда потерял смыл жизни,
обманутый любимой девушкой, ради которой он натворил столько
глупостей и ошибок. В его жизни было много хорошего, но с тех пор
он был всегда одинок. Одиноким хотел он остаться и перед лицом
смерти. Он был болен, стар, и в глазах окружающих выглядел теперь
несчастным неудачником, зря прожившим свою жизнь, хотя мог достичь
многого.
В конце повести рассказывается о последних часах бездомного
бродяги. Он бредет из последних сил, под завывание метели,
засыпаемый снегом и пронизываемый холодом. В бреду он ведет
разговор с Богом, оправдывая свою пустую жизнь, жалуясь на неудачи
и невзгоды. Он ищет смысл своей, непонятно как прожитой, жизни и
получает ответ от бога: "Ты все еще не догадался, дитя неразумное,
в чем был смысл всего? Ты все еще не догадался, мой милый, зачем
тебе суждено пройти по жизни легкомысленным бездельником и
бродягой? Да затем, чтобы внести в мир хоть толику детского
сумасбродства и детского смеха. Затем, чтобы люди тебя повсюду
чуточку любили, чуточку поддразнивали и чуточку были тебе
благодарны" [4 с.85].
Но смех и радость Кнульп приносил, когда был молод. Тогда он мог
еще изменить свою жизнь и стать "порядочным человеком". Он мог еще
все успеть. Но и на это у Бога был свой ответ: "Ты что, и в самом
деле не понимаешь, что все было хорошо и не могло быть иначе? … ты
Мне был нужен такой, какой ты есть. Во имя Мое ты странствовал и
пробуждал в оседлых людях смутную тоску по свободе. Во имя Мое ты
делал глупости и бывал осмеян; это Я Сам был осмеян в тебе и в
тебе любим. Ты дитя Мое, брат Мой, ты частица Меня Самого, все,
что ты испытал и выстрадал, Я испытал вместе с тобой" [4 с.86].
Этими строками Гессе как бы подчеркивает, что все мы - "дети
божьи", что во всем "промысел божий", которому нельзя противиться,
нельзя и бесполезно.
Повесть "Курортник" очень автобиографична. Это своего рода
дневник, который ведет больной человек, оторванный от привычных
условий и вынужденный приспосабливаться к окружающей среде. Как
никакое другое произведение Гессе, эта повесть раскрывает нам
тонкую и ранимую душу писателя. Он весь как обнаженный нерв, как
туго натянутая струна. Он понимает, что его ждут испытания и что
ему, "старому нелюдиму, не терпящему и лишь с трудом способному
переносить стадную и гостиничную жизнь, конечно, еще предстоит
одолеть немало препятствий и не раз себя осаживать" [4,
с.96].
В повести "Курортник" Гессе приоткрывает завесу над своей
обыденной жизнью, со всеми ее горестями и радостями. Порой ему
бывало настолько скверно, что жизнь переставала иметь всяческую
ценность, а душу переполняли ненависть и отвращение, как к самому
себе, так и к окружающему миру. Но и в такие моменты он
утверждал следующее: "…самая глубокая моя вера, самое священное
для меня убеждение заключается в единстве, в божественном единстве
вселенной, а все страдания, все зло происходит лишь из-за того,
что мы, каждый в отдельности перестали воспринимать себя как
неразрывные части целого, что наше "я" преувеличивает свое
значение" [4, с.140].